Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 апреля 2007 г. N А26-5397/2006-210
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Мунтян Л.Б., Троицкой Н.В.,
при участии от государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия Пироговой Н.Н. (доверенность от 25.10.2004 N 01-01/11-17812), от закрытого акционерного общества "Запкареллес" Борисенко Т.Е. (доверенность от 11.01.2007), Филиппович С.Э. (доверенность от 09.01.2007),
рассмотрев 24.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.08.2006 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2006 (судьи Фокина Е.А., Зотеева Л.В., Шульга Л.А.) по делу N А26-5397/2006-210,
установил:
Закрытое акционерное общество "Запкареллес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными ненормативных актов государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд): решения от 19.05.2006 N 31 и требования от 19.05.2006 N 31 в части уплаты 84 166 руб. недоимки, пеней и штрафа по эпизодам, связанным с выплатами материальной помощи, командировочных расходов, выплатами за использование личного транспорта в служебных целях.
Решением суда от 30.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.12.2006, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 30.08.2006 и постановление от 28.12.2006, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2002 по 31.12.2004. По результатам проверки составлен акт от 03.04.2006 N 84н/с.
В ходе проверки установлено, что Общество не начислило страховые взносы на материальную помощь, выплаченную своим работникам в связи с тяжелым материальным положением, юбилейными датами, регистрацией брака, рождением ребенка, призывом на службу в армию, выходом на пенсию (пункт 2.3.2 акта). В связи с занижением расчетной базы по данному эпизоду у Общества образовалась недоимка по страховым взносам за 2002 - 2004 годы в сумме 17 149 руб., в том числе: 7 549 руб. за 2002 год, 8 055 руб. за 2003 год, 1 545 руб. за 2004 год. Также Фондом установлено занижение облагаемой базы по страховым взносам на сумму командировочных расходов, выплаченных сверх установленных законодательством норм, что повлекло возникновение недоимки в сумме 66 566 руб., в том числе 30 043 руб. за 2002 год, 19 978 руб. за 2003 год, 16 545 руб. за 2004 год. Кроме того, Обществом произведены выплаты работникам за использование личного транспорта в служебных целях сверх норм, установленных законодательством, что привело к возникновению задолженности по страховым взносам в сумме 332 руб., в том числе: 145 руб. за 2002 год, 187 руб. за 2004 год.
Решением Фонда от 19.05.2006 N 31 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 23 281 руб. штрафа.
На основании указанного решения Фонд направил Обществу требования от 19.05.2005 N 31 об уплате 150 172 руб. недоимки по страховым взносам и 23 088 руб. пеней, а также 23 281 руб. штрафа.
Общество, не согласившись с ненормативными актами Фонда в обжалуемой части, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации являются любые доходы работника. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с пунктом 3 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень). Суды правомерно указали, что Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат начисленных работникам в связи с выполнением ими работы.
Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к правильном выводу о том, что спорные суммы материальной помощи, выплаченные работникам по юбилейным датам, в связи с тяжелым материальным положением, регистрацией брака, рождением ребенка, призывом на службу в армию, выходом на пенсию за счет чистой прибыли Общества, не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и достижением ими определенного трудового результата, носят разовый характер и на них не должны начисляться страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Кроме того, выплата спорной материальной помощи предусмотрена Положениями, являющимися приложением N 18 и 19 к коллективному договору. Из Положений следует, что указанная материальная помощь носит необязательный характер. Положения предусматривают право работника на обращение заявлением об оказании соответствующей материальной помощи. Однако обязанность Общества ее выплатить ими не предусмотрена.
Согласно пункту 10 Перечня страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками; суммы, выплачиваемые возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.
В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не может быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Согласно статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия или ведома работодателя и его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Судами установлено, что в Обществе размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях установлены приказами генерального директора Общества.
Фонд не оспаривает, что выплаченные работникам суммы командировочных расходов и компенсации за использование личного транспорта в служебных целях не превышали размер возмещения, предусмотренный локальными нормативными актами Общества, изданными в соответствии со статьями 168 и 188 Трудового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Общество не должно начислять страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на спорные суммы командировочных расходов и компенсаций за использование личного транспорта в служебных целях.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
В связи с принятием настоящего постановления и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Фонда следует взыскать в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.08.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2006 по делу N А26-5397/2006-210 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Взыскать с государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по республике Карелия в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2007 г. N А26-5397/2006-210
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника