Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 мая 2007 г. N А52-3246/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Псковэнерго" Барксеновой Е.В. (доверенность от 28.04.2007 N 46) и Нестерук И.Л. (доверенность от 20.09.2006 N 119), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Павлова А.Н. (доверенность от 23 10.2006 N 399),
рассмотрев 02.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 03.11.2006 (судья Радионова И.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2007 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Маганова ТВ.) по делу N А52-3246/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Псковэнерго" (далее - ОАО "Псковэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция) от 01.09.2006 N 11-08/3104дсп в части доначисления обществу 1 738 158 руб. налога на добавленную стоимость (далее -НДС), начисления 15 876 руб. пеней и 347 632 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату этого налога.
Определением суда от 04.10.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное управление социальной защиты населения и труда Псковской области (далее - управление социальной защиты)
Решением суда от 03.11.2006 требования ОАО "Псковэнерго" удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 16.01.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты по эпизоду, связанному с получением обществом субсидий из областного бюджета в связи с отпуском электроэнергии с учетом льгот, предоставленных отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством. По мнению инспекции, е силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ суммы субсидий подлежав включению в базу, облагаемую НДС. так как по существу являются оплатой реализуемой обществом электроэнергии.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители ОАО "Псковзнерго" просили отказать в ее удовлетворении, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Управление социальной защиты надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства Российской Федерации по налогам и сборам, в том числе по НДС за период с 01.05.2003 по 30.06.2005.
По результатам проверки инспекции составила акт от 16.03.2006 N 11-08/0674ДСП и с учетом возражений общества приняла решение от 01.09.2006 N 11-08/3104дсп, которым, в частности. начислила ОАО "Псковэнерго" 1 506 733 руб. НДС. 6 918 руб. пеней и 301 347 руб. штрафа на основании пункта статьи 122 НК РФ за неполную уплату этого налога.
Основанием для принятия такого решения послужило то, что ОАО "Псковэнерго" в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ не исчислило за ноябрь и декабрь 2004 года НДС с сумм субсидий, перечисленных управлением социальной защиты в погашение расходов, возникающих у общества в связи с отпуском электроэнергии с учетом льгот, предоставленных отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством.
ОАО "Псковэнерго", считая решение инспекции от 01.09.2006 N 11-08/3104дсп незаконным, частично обжаловало его в арбитражный суд, в том числе по эпизоду, связанному с получением субсидий из областного бюджета.
Суды удовлетворили требования общества по данному эпизоду, указав на то, что в данном случае в силу пункта 2 статьи 154 НК РФ налогооблагаемая база по НДС подлежит исчислению исходя из фактических цен реализации электроэнергии.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 166 НК РФ, регулирующей порядок исчисления НДС. установлено. что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 154 НК РФ
Пунктом 2 статьи 154 НК РФ в редакции, действовавшей в 2004 году, установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Из материалов дела следует и инспекцией не оспаривается, что в спорный период общество осуществляло отпуск электроэнергии с учетом льгот, предоставленных отдельным потребителям Законами Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 15.01,1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" и Федеральными законами от 02.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Между управлением социальной защиты и ОАО "Псковэнерго" заключен договор от 16.01.2002 N 8 о порядке возмещения обществу расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии (том 2, листы 29-30).
Согласно пункту 2.1 данного договора общество обязано взимать плату за потребленную электроэнергию по льготным тарифам с граждан, имеющих право на льготы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.2 этого договора предусмотрено, что управление социальной защиты обязано возмещать обществу расходы, связанные с предоставлением льгот, в объеме средств, поступающих на эти цели из бюджета.
По Закону Псковской области от 30.12.2003 N 327-оз "Об областном бюджете на 2004 год" управление социальной защиты является распорядителем средств областного бюджета.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением администрации Псковской области от 10.02.1997 N 36 на управление возложена обязанность по возмещению ОАО "Псковэнерго" расходов, возникающих у него в связи с отпуском электроэнергии с учетом льгот, предоставленных отдельным потребителям федеральным законодательством.
В оспариваемом решении инспекции также отражено, что перечисленные управлением ОАО "Псковэнерго" денежные средства являются средствами областного бюджета, направленными на возмещение расходов общества возникающих у него в связи с отпуском электроэнергии по льготным тарифам.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что в силу пункта 2 статьи 154 НК РФ налоговая база в данном случае подлежала исчислению обществом исходя из фактических цен реализуемой электроэнергии.
Из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ у общества не возникает обязанности включать суммы субсидий, полученных от управления, в налогооблагаемую базу по НДС, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг)
Кроме того, судами установлено и в кассационной жалобе инспекцией не опровергается, что по оспариваемому эпизоду в составе средств, поступивших обществу от управления социальной защиты, налоговый орган ошибочно учел 81 897 руб. перечисленных во исполнение постановления апелляционной инстанции арбитражного суда Псковской области по делу N А52/1593/2002/1
При таких обстоятельствах следует признать, что суды правомерно удовлетворили требования ОАО "Псковэнерго" по данному эпизоду.
Ссылка инспекции на Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 является несостоятельной, поскольку данное письмо посвящено обзору практики разрешения арбитражными судами дел связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций".
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 03.11.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2007 по делу N А52-3246/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 мая 2007 г. N А52-3246/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника