Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 мая 2007 г. N А05-12781/2006-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Ломакина С.А., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 10.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.2007 по делу N А05-12781/2006-26 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция): решения от 22.09.2006 N 13-23-1911 и требования от 25.09.2006 N 154364.
Решением от 16.01.2007 суд удовлетворил заявление общества.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт и принять новое решение. Податель жалобы считает, что стоимость реализованных товаров, отраженная под кодом операции 1010239, не подпадает под льготное налогообложение, так как освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) услуг по предоставлению жилья в общежитиях отменено с 01.01.2004. Кроме того, инспекция указывает, что стоимость реализованных товаров (лом и отходы черных и цветных металлов), отраженная под кодом операции 1010274, подтверждается только на сумму 175 495 руб., а документальное подтверждение реализации товаров по данному коду на 20 000 руб. отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против ее удовлетворения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом 22.05.2006 декларации по НДС за апрель 2006 года, в которой стоимость реализованных товаров по коду операции 1010274 составила 195 495 руб., по коду 1010239 - 64 516 руб., а по коду 1010268 - 3 643 851 руб.
Инспекция направила обществу сообщение от 21.08.2006 N 13-23/383, которым предложила ему представить свои возражения в двухнедельный срок со дня его получения.
По результатам проверки инспекция вынесла решение от 22.09.2006 N 13-23-1911, которым отказала в принятии разногласий общества и доначислила ему 15 213 руб. НДС.
Основанием для принятия указанного решения явилось то, что стоимость реализованных товаров (работ, услуг), отраженная под кодом операции 1010239, не подпадает под льготное налогообложение, так как освобождение от налогообложения НДС услуг по предоставлению жилья в общежитиях отменено с 01.01.2004 согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", а стоимость реализованных товаров (лом и отходы черных и цветных металлов), отраженная под кодом операции 1010274, подтверждена только на сумму 175 495 руб.; документальное подтверждение реализации товаров по данному коду на 20 000 руб. отсутствует.
Требованием от 25.09.2006 N 154364 инспекция предложила обществу уплатить 15 213 руб. НДС в срок до 10.10.2006.
Общество 07.11.2006 представило в инспекцию уточненную декларацию по НДС за апрель 2006 года, в которой стоимость реализованных товаров по коду 1010274 составила 175 495 руб., по коду 1010239 - 64 516 руб., а по коду 1010268 - 3 663 851 руб.
Общество оспорило ненормативные акты инспекции в арбитражный суд.
Суд правомерно признал недействительным решение инспекции от 22.09.2006 N 13-23-1911 по следующим основаниям.
На основании договоров от 30.03.2005 N 33, от 01.04.2005 N 34, от 01.04.2006, от 01.09.2005 N 95, от 10.11.2005 N 132 и N 143 общество оказывало услуги по предоставлению мест в общежитии, расположенном по адресу: г. Архангельск, ул. Штурманская, д. 1, работникам ООО "СТК "Мишарин ЛТД", командированным сотрудникам ОАО "Северное речное пароходство", студентам Международного института управления, работникам плавсостава ООО "Беломорская сплавная компания" и ОАО "Мезенский морской торговый порт". Оплата оказанных услуг произведена без учета НДС, что подтверждается книгой продаж и счетами-фактурами. Общество не исчисляло НДС с выручки от реализации оказанных услуг.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 года. До 1 января 2004 года освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах
жилищностроительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", статей 4 и 7 Жилищного кодекса РСФСР (действовавших до 01.03.2005), статей 92, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, общежития относятся к жилищному фонду.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу о том, что общество правомерно воспользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при реализации услуг по предоставлению мест в общежитии.
Обществом выполнены условия применения льготного режима налогообложения: реализованы услуги по предоставлению в пользование жилых помещений, относящихся к жилому фонду.
Других условий применения льготы подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не предусмотрено.
Относительно довода жалобы инспекции о том, что стоимость реализованных товаров (лом и отходы черных и цветных металлов), классифицированных по коду 1010274, подтверждается только на сумму 175 495 руб., а документальное подтверждение реализации товаров по данному коду на 20 000 руб. отсутствует, необходимо отметить следующее.
Согласно подпункту 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.
Из материалов дела следует, что в ответ на сообщение инспекции от 21.08.2006 N 13-23/383 обществом представлены 06.09.2006 возражения, в которых оно пояснило, что при заполнении декларации по НДС была допущена ошибка, а именно: сумма 20 000 руб. по счету-фактуре от 11.04.2006 N 285 ошибочно отнесена к реализации металлолома (код 1010274). Данную сумму по счету-фактуре от 11.04.2006 N 285 следовало отразить в составе суммы по коду 1010268, то есть по доходам, подлежащим освобождению от обложения НДС на основании подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ как полученным при реализации на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов.
Таким образом, доходы, освобожденные от обложения НДС в связи с реализацией металлолома (код операции 1010274), составили 175 495 руб., то есть на 20 000 руб. меньше, чем указано в первоначальной декларации. Сумма доходов, освобожденная от обложения НДС в связи с реализацией на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов (код операции 1010268), составила 3 663 851 руб. то есть на 20 000 руб. больше, чем указано в первоначальной декларации
Счет-фактура от 11.04.2006 N 285 на 20 000 руб., выставленная обществом в адрес ООО "Экси-Строй" за отстой ПМ-585, ПМ-629 в затоне ОАО "АРЭБ флота" (общество) за апрель 2006 года, была представлена налоговому органу по требованию от 04 07.2006 N 13-23-6564 (л.д. 79).
Суд первой инстанции правильно указал, что допущенная обществом ошибка была им исправлена, о чем инспекция уведомлена в возражениях по материалам камеральной проверки (л.д. 18) с представлением счета-фактуры от 11.04.2006 N 285 на 20 000 руб.
Суд также правильно отметил, что доход в сумме 20 000 руб. по счету-фактуре от 11.04.2006 N 285 относится к доходам, освобожденным от обложения НДС на основании подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ как доходы, полученные от реализации на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов (код 1010268).
Таким образом, первоначально заявленный доход в сумме 3 643 851 руб. по виду работ (код 1010268) подлежит увеличению на 20 000 руб. и составит 3 663 851 руб., а доход в сумме 195 495 руб. от реализации металлолома (код 1010274) подлежит уменьшению на 20 000 руб. и составит 175 495 руб.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что ошибка в неправильном отражении сумм доходов по соответствующим кодам в целом не привела к завышению или занижению суммы дохода, освобожденного от налогообложения.
Кроме того, общество уведомило налоговый орган о допущенной ошибке в представленных разногласиях по акту камеральной проверки и предъявило соответствующие доказательства. Допущенная ошибка не повлекла неправильное исчисление и неполную уплату в бюджет НДС за апрель 2006 года.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает судебный акт законным и не находит оснований для его отмены.
В связи с тем, что с 01.01.2007 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с инспекции надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.2007 по делу N А05-12781/2006-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2007 г. N А05-12781/2006-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника