Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 мая 2007 г. N А66-6572/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирейковой Г.Г., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 22.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.12.2006 (судья Силаев Р.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 32.2007 судьи Романова А.В., Козлова С.В., Зайцева А.Я.) по делу N А56-6572/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверские коммунальные системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области (далее - Минфин РФ) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации 1 049 669 руб. 90 коп. расходов, возникших в результате предоставления в период с 01.09.2003 по 31.12.2004 льгот по оплате отопления и горячего водоснабжения в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, указаны Департамент финансов администрации Тверской области, Управление социальной защиты города Твери.
Определениями от 10.07.2006 и от 15.08.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требовании относительно предмета спора, привлечены Территориальный отдел социальной защиты населения города Твери, Департамент социальной защиты населения Тверской области, общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетный кассовый центр".
Решением от 20.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2007, с казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 882 073 руб. 99 коп. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить peшение и постановление апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального права и вынести новый судебный акт отказав в удовлетворении иска за счет средств казны Российской Федерации. Решатель жалобы считает, что полностью выполнил свои обязательства, перечислив Тверской области все предусмотренные федеральными законами средства на реализацию указанных льгот.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в 2003, 2004 годах предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) гражданам в соответствии с Законом N 1244-1. В результате предоставления льгот у Общества возникли расходы, невозмещение которых в полном размере послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривается сторонами. Суд, проверив обоснованность заявленных требований по размеру, пришел к выводу, что расходы Общества подтверждаются на сумму 882 073 руб. 99 коп.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Закона N 1244-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) гражданам, подвергшимся радиации, гарантируется оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
В соответствии со статьей 5 Закона N 1244-1 финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией Закона, в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1 (далее - Порядок), который действовал в период предоставления льгот, утвержден постановлением Правительства от 24.04.1996 N 506.
Согласно пункту 1 Порядка финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 утверждены Правила предоставления и расходования средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона N 1244-1 (постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие Правил было продлено на 2003 и 2004 годы, далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставление субсидий осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
В силу приложения 15 к Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" Тверской области из Фонда компенсаций на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы в соответствии с Законом N 1244-1, было выделено в 2003 году 10 883,04 тыс. руб.
Согласно приложению 14 к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" Тзерской области из Фонда компенсаций на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы, было выделено в 2004 году 12 630 тыс. руб.
Судом установлено, что средства федерального бюджета в указанной сумме получены Тверской областью и через органы социальной защиты населения муниципальных образований полностью распределены организациям, предоставляющим услуги по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот. Однако указанных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов.
Поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения из федерального бюджета средств в достаточном размере, а факт нецелевого использования предоставленных средств не доказан, то суд пришел к правильному выводу о необходимости компенсации расходов организации за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем суд правомерно исключил из размера заявленных к возмещению расходов сумму, составляющую налог на добавленную стоимость, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Таким образом, при вынесении обжалуемых судебных актов суды всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального и процессуального права. Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20.12.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2007 по делу N А66-6572/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2007 г. N А66-6572/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника