Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 мая 2007 г. N А42-6021/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Пастуховой М.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 24.05.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.11.06 (судья Спичак Т.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.07 (судьи Борисова Г.В., Савицкая И.Г., Шестакова М.А.) по делу N А42-6021/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Небанковская кредитная организация "Мурманский расчётный центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция): от 07.07.06 N 9065 о привлечении Общества к ответственности на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и от 07.07.06 N 9065/26.1 о взыскании 5000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 09.11.06, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.07, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы считает, что в соответствии с абзацем 2 статьи 87 НК РФ Инспекция вправе истребовать у Общества документы, относящиеся к деятельности проверяемого ею налогоплательщика - клиента заявителя. По мнению налогового органа, Общество правомерно привлечено к ответственности на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ за непредставление Инспекции имеющихся у него документов со сведениями о проверяемом налоговым органом налогоплательщике, поскольку такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, при проведении камеральной проверки ООО "Снабморсервис" (клиента Общества) в связи с необходимостью получения информации о его деятельности Инспекция на основании статьи 87 НК РФ направила Обществу требование от 18.05.06 N 70-26.1-27-13.2-057023 о представлении ведомости банковского контроля, паспорта сделки, межбанковских сообщений, подтверждающих поступление денежных средств ООО "Снабморсервис", и распечатки его лицевого счета за февраль 2006 года.
Во исполнение данного требования Общество представило налоговому органу только распечатку лицевого счета ООО "Снабморсервис" за февраль 2006 года.
В письме от 25.05.06 N 658 заявитель отказался предоставить остальные запрошенные документы со ссылкой на то, что с учетом положений статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон "О банках и банковской деятельности") и статьи 86 НК РФ банки не обязаны представлять иные документы, кроме справок по операциям и счетам.
В связи с неисполнением Обществом требования о представлении документов от 18.05.06 N 70-26.1-27-13.2-057023 Инспекция приняла решения от 07.07.06 N 9065 о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 НК РФ, и от 07.07.06 N 9065/26.1 о взыскании 5000 руб. штрафа.
Общество обжаловало ненормативные акты налогового органа в судебном порядке.
Суды удовлетворили заявленные требования, указав, что Общество, являясь кредитной организацией, надлежащим образом исполнило обязанности, возложенные на него статьями 86 НК РФ и 26 Закона "О банках и банковской деятельности", в связи с чем в его действиях отсутствует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 2 статьи 126 НК РФ.
Кассационная коллегия считает вывод судов правильным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 НК РФ непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 82 НК РФ).
Как следует из статьи 87 НК РФ, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней. Налоговые органы могут осуществлять и другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 31 НК РФ). К числу таких прав может быть отнесено и предусмотренное пунктом 2 статьи 86 НК РФ право Инспекции запрашивать у банков справки по операциям и счетам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (пункт 2 статьи 86 НК РФ).
Такая же обязанность кредитной организации предусмотрена статьей 26 Закона "О банках и банковской деятельности", согласно которой справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Таким образом, законодательством определен перечень документов, которые банки обязаны представлять налоговым органам с учетом обеспечения банковской тайны.
Пунктом 2 статьи 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление организациями документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Поскольку нормами Налогового кодекса Российской Федерации на банки не возложена обязанность представлять налоговым органам иные документы, кроме перечисленных в статье 86 НК РФ, то непредставление Обществом запрошенных Инспекцией документов (ведомости банковского контроля, паспорта сделки, межбанковских сообщений, подтверждающих поступление денежных средств экспортеру) не образует состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 2 статьи 126 НК РФ.
Суды, оценив содержание направленного Обществу требования от 13.05.06 N 70-26.1-27-13.2-057023 с учетом положений статьи 86 НК РФ и статьи 26 Закона "О банках и банковской деятельности", сделали правильный вывод об отсутствии у Инспекции правовых оснований для привлечения его к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что судебные акты не подлежат отмене или изменению.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с Инспекции следует взыскать 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение налоговых органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым они выступали в качестве ответчика.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.11.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.07 по делу N А42-6021/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2007 г. N А42-6021/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника