Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 мая 2007 г. N А26-4326/2005-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Сосниной О.Г., Старченковой В.В.,
при участии от администрации Прионежского муниципального района Полузанова О.Н. (доверенность от 11.01.2007),
рассмотрев 24.05.2007 в судебном заседании кассационную жалобу администрации Прионежского муниципального района на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.11.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 по делу N А26-4326/2005-15 (судьи Кашина Т.А., Полубехина Н.С., Серикова И.А.),
установил:
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2005 по настоящему делу с администрации муниципального образования Вепсской национальной волости (далее - Администрация Вепсской национальной волости) в пользу государственного унитарного предприятия Республики Карелия по производству, материально-техническому обеспечению жилищно-коммунального хозяйства и электроснабжению (далее - Предприятие) взыскано 4 338 604 руб. 44 коп. задолженности по оплате потребленной тепловой энергии в горячей воде на основании договора от 15.10.2003 N 1т за период с апреля 2004 года по 01 июня 2005 года, а также 500 руб. судебных расходов.
Арбитражным судом 12.09.2005 выдан исполнительный лист N 079116, однако решение не исполнено.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением от 03.08.2006 о замене должника-ответчика правопреемником на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Закона Республики Карелия от 01.12.2004 N 825-ЗРК "О муниципальных районах в Республике Карелия" (далее - Закон Республики Карелия N 825-ЗРК) и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.11.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007, заявление удовлетворено: произведена замена должника с администрации Вепсской национальной волости на администрацию Прионежского муниципального района (далее - Администрация Прионежского района).
В кассационной жалобе Администрация Прионежского района просит отменить определение суда от 13.11.2006 и постановление апелляционной инстанции от 01.03.2007. Податель жалобы ссылается на то. что не является правопреемником администрации Вепсской национальной волости, так как в состав Прионежского муниципального района Вепсская национальная волость не вошла и акт передачи имущественных обязательств органов местного самоуправления в соответствии с Законом N 131-ФЗ не составлялся. По мнению подателя жалобы, обязанность по погашению долгов администрации Вепсской национальной волости лежит на ее учредителе - органе исполнительной власти.
В судебном заседании представитель Администрации Прионежского района поддержал доводы жалобы.
Предприятие о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации Прионежского района.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Вепсской национальной волости от 07.11.2005 N 147 администрация Вепсской национальной волости ликвидирована с 30.12.2005. Основанием ликвидации послужили положения Закона Республики Карелия N 825-ЗРК, Закона Республики Карелия от 01.11.2004 N 813-ЗРК "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия" (далее - Закон Республики Карелия N 813-ЗРК), Закона Республики Карелия от 01.01.97 N 160-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" и решение внеочередной XXXII сессии III созыва Волостного Совета Вепсской национальной волости.
Статьей 3 Закона Республики Карелия N 813-ЗРК образованы муниципальные образования, наделенные статусом сельских поселений, в том числе Шокшинское вепсское сельское поселение, Шелтозерское вепсское сельское поселение и Рыборецкое вепсское сельское поселение (пункты 62 - 64).
Ранее территория этих сельских поселений входила в состав Вепсской национальной волости как единой самоуправляющейся территории на основании постановления Верховного Совета Республики Карелия от 20.01.94 N ХП-23/625 "Об образовании Вепсской национальной волости".
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Карелия N 825-ЗРК Шокшинское вепсское, Шелтозерское вепсское, Рыборецкое вепсское сельские поселения вошли в состав муниципального образования - Прионежского муниципального района с административным центром муниципального района город Петрозаводск (в редакции на 29.04.2005).
Такое решение принято во исполнение положений пункта 1 части 1 статьи 85 Закона N 131-ФЗ, согласно которому в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного Закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации до 01.03.2005 устанавливают в соответствии с требованиями Закона N 131-ФЗ границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Пунктом 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 названного Закона. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанный передаточный (разделительный) акт утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день, установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Закона N 131-ФЗ, статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 названного Закона не является основанием для разграничения долговых обязательств между муниципальным районом и расположенными в его границах поселениями.
Таким образом, при наделении статусом сельского поселения Шокшинского вепсского, Шелтозерского вепсского и Рыборецкого вепсского сельских населенных пунктов, входящих в состав Вепсской национальной волости, обязательства последней не подлежали разграничению. Поскольку территориально границы сельских поселений не изменились и они полностью вошли в состав Прионежского муниципального района, Администрация Прионежского муниципального района является правопреемником обязательств администрации Вепсской национальной волости.
В силу пункта 6 Правил при объединении муниципальных образований обязательства органов местного самоуправления каждого из них консолидируются. Консолидация обязательств оформляется в виде передаточного акта.
Из пункта 5 Правил следует, что передаточный (разделительный) акт составляется по состоянию на 01.01.2006, а для муниципальных образований, органы местного самоуправления которых сформированы в соответствии с положениями частей 3 и 5 статьи 84 Закона N 131-ФЗ, на дату, начиная с которой органы местного самоуправления приступают к осуществлению своих полномочий.
В соответствии с пунктом 9 Правил передаточный (разделительный) акт подлежит подписанию всеми членами комиссии в 2-месячный срок со дня создания комиссии, но не позднее 01.01.2006, а для муниципальных образований, органы местного самоуправления которых сформированы в соответствии с положениями частей 3 и 5 статьи 84 Закона N 131-ФЗ, - не позднее даты, начиная с которой органы местного самоуправления приступают к осуществлению своих полномочий, и направляется в недельный срок соответствующим представительным органам муниципальных образований для согласования.
В данном случае такой передаточный (разделительный) акт не составлен до настоящего времени. В установленный законодательством срок (01.01.2006) Администрация Прионежского района приступила к осуществлению своих полномочий. Кроме того, она в соответствии с постановлением от 23.06.2006 N 500 приняла имущество Вепсской национальной волости в муниципальную собственность.
Согласно части второй статьи 48 АПК РФ в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суды обеих инстанций, руководствуясь положениями Закона N 131-ФЗ и исходя из представленных документов. установили, что надлежащим правопреемником администрации Вепсской национальной волости является Администрация Прионежского района, и сделали правомерный вывод о том, что неисполнение предусмотренного законодательством порядка оформления передачи обязательств администрации Вепсской национальной волости Администрации Прионежского района не является основанием для отказа в удовлетворении заявления Предприятия о замене должника.
В данном случае правопреемство обязательно в силу положений Закона N 131-ФЗ и несоблюдение установленной законодательством процедуры оформления, подписания и утверждения передаточного (разделительного) акта не может служить основанием для отказа в установлении правопреемства по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.
Довод жалобы Администрации Прионежского района, что "принятие обязательств Вепсской национальной волости является правом, а не обязанностью Администрации Прионежского района" противоречит вышеуказанным нормам Закона N 131-ФЗ.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает определение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, а жалобу Администрации Прионежского района - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.11.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 по делу N А26-4326/2005-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Прионежского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2007 г. N А26-4326/2005-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника