Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 мая 2007 г. N А66-16095/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 мая 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 апреля 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 апреля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Русский лес" Савелюк Н.А. (доверенность от 15.01.2007),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русский лес" на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.09.2006 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2007 (судьи Чельцова Н.С., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-16095/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Русский лес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области, (далее - налоговая инспекция) от 28.11.2005 N 1358 в части доначисления 690 360 руб. налога на добавленную стоимость за 2002 и 2005 годы, начисления 35 408 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога в виде взыскания 137 288 руб. штрафа; начисления 181 604 руб. пеней за нарушение срока уплаты единого социального налога за 2003 - 2004 годы, зачисляемого в федеральный бюджет; привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122, статьи 123 и пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафов в сумме 651 146 руб.; начисления пеней: по налогу на имущество за IV квартал 2002 года в сумме 522 руб., по налогу с продаж за январь, май, август 2003 года в сумме 4 906 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог за IV квартал 2002 года в сумме 3 606,48 руб., по транспортному налогу за 2003 - 2004 годы в сумме 14 470 руб., по земельному налогу за 2003 - 2004 годы в сумме 10 853 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 504 474 руб.; а также в части доначисления 2 800 руб. налога с владельцев транспортных средств и начисления 121,52 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21.09.2006 (с учетом определения об исправлении опечатки от 13.10.2006) заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Суд признал оспариваемое решение налоговой инспекции недействительным в части доначисления 686 440 руб. налога на добавленную стоимость с соответствующими суммами пеней за нарушение срока уплаты этого налога и штрафа, наложенного на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ; начисления 16 482 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц. В удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований суд отказал.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2007 решение суда от 21.09.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов в части отказа в признании недействительным решения налоговой инспекции от 28.11.2005 N 1358 о начислении 181 604 руб. пеней за нарушение срока уплаты единого социального налога за 2003-2004 годы, зачисляемого в федеральный бюджет, и удовлетворить его заявление в этой части, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. Податель жалобы считает неправомерным помесячное начисление налоговым органом пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в июне - сентябре 2005 года провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом в бюджет налогов, в том числе единого социального налога за период с 01.11.2003 по 31.12.2004. В ходе проверки ею выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 03.11.2005 N 211.
В частности, налоговый орган установил несвоевременную уплату Обществом в федеральный бюджет 2 175 298,8 руб. единого социального налога за 2003 и 2004 годы.
Налогоплательщик в декларациях по единому социальному налогу за 2003 и 2004 годы (в том числе за ноябрь и декабрь 2003 года и 2004 год) указал сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, в размере 4 350 598,56 руб., которую уменьшил на сумму начисленных им за те же периоды страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в сумме 2 175 299,76 руб. Между тем заявленные к вычету страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные за эти же периоды к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, уплачены Обществом значительно позднее установленных сроков уплаты. Платежи произведены только 23.09.2005.
За нарушение срока уплаты налога (ежемесячных авансовых платежей единого социального налога) вследствие нарушения положений пункта 3 статьи 243 НК РФ налоговый орган начислил Обществу предусмотренные статьей 75 НК РФ пени в сумме 181 604 руб., что отражено в решении налоговой инспекции от 28.11.2005 N 1358, принятом на основании акта проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений.
Общество оспорило решение налогового органа в этой части в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в признании недействительным решения налоговой инспекции от 28.11.2005 N 1358 в части начисления 181 604 руб. пеней за нарушение срока уплаты единого социального налога за 2003 - 2004 годы, зачисляемого в федеральный бюджет.
Суды признали ошибочной занятую налогоплательщиком позицию о том, что начисление пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится только по итогам отчетных периодов - первого квартала, полугодия, 9 месяцев, а не помесячно, как считает налоговый орган.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
Статьей 240 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В то же время статья 243 НК РФ предусматривает ежемесячную уплату единого социального налога. Названной статьей определен порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей и срок их уплаты.
Согласно пункту 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В абзаце втором пункта 2 статьи 243 НК РФ предусмотрено уменьшение налогоплательщиками суммы единого социального налога (суммы авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Одновременно в абзаце четвертом пункта 3 статьи 243 НК РФ установлено правило, согласно которому если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, то эта разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по этому налогу (прежняя редакция абзаца четвертого пункта 3 статьи 243 НК РФ предусматривала иной срок возникновения недоимки - с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом).
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.
В то же время при невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.
В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.07.2002 N 200-О, анализ статьи 75 в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации приводит к выводу о том, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58).
Закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает неотъемлемым свойством публичной обязанности по уплате определенной денежной суммы в казну публично-правового образования возможность ее принудительного исполнения, в том числе с применением установленных законодательством мер по обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов.
Так, в пункте 12 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обосновывая правомерность направления налоговыми органами требования об уплате авансовых платежей, указал, что отсутствие в нормах Налогового кодекса положений об их применении к авансовым платежам не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода). При этом уточнено, что порядок исчисления налогоплательщиком соответствующего авансового платежа, а именно: в зависимости от реальных финансовых результатов экономической деятельности или в отсутствие таковой обусловленности, - не имеет правового значения.
Статья 75 НК РФ также не содержит положений о распространении ее положений на авансовые платежи. Но в главе 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать ежемесячные авансовые платежи этого налога, определены порядок их исчисления и срок уплаты, а также предусмотрено признание занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате (недоимкой), с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по этому налогу, разницы, возникающей в результате превышения суммы вычета суммы фактически уплаченного страхового взноса за тот же период. Это является основанием для начисления пеней как одного из предусмотренных главой 11 НК РФ способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов при неуплате налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей в установленный срок.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Аналогичная позиция изложена в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2006 N 8540/06.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно признали ошибочным довод Общества о том, что в рассматриваемом случае начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу производится только по итогам отчетных периодов - первого квартала, полугодия, 9 месяцев, а не помесячно.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что спорный вопрос разрешен судами правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества, и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов в обжалуемой части не имеется.
В связи с уплатой обществом с ограниченной ответственностью "Русский лес" по квитанции от 18.01.2006 госпошлины в сумме 4 000 руб., в то время как ее размер по кассационной жалобы по данному делу составляет 1000 руб., Обществу подлежит возврату из федерального бюджета 3 000 руб. излишне уплаченной госпошлины.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21.09.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2007 по делу N А66-16095/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русский лес" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Русский лес" из федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины, излишне уплаченной по квитанции от 18.01.2006.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2007 г. N А66-16095/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника