Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июня 2007 г. N А56-7908/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу Виноградской А.И. (доверенность от 19.07.2006 N 03-05/04674),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2006 (судья Левченко Ю.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 (судьи Згурская М.Л., Петренко Т.И., Семиглазов В.А.) по делу N А56-7908/2006,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ОБСЕЙШН фурс" (далее - Общество) 133 286,6 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за несвоевременное представление налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход за I и II кварталы 2004 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2006 требования налоговой инспекции удовлетворены частично. Суд взыскал с Общества 8 885,77 руб. штрафа, снизив его размер на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 НК РФ. Во взыскании остальной суммы штрафа отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 решение суда от 04.12.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и взыскать штраф в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно снизили сумму взысканного с Общества штрафа, поскольку обстоятельства, признанные судами смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, к таковым не относятся.
Общество с ограниченной ответственностью "ОБСЕЙШН фурс" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в I и II кварталах 2004 года Общество осуществляло розничную торговлю через магазин с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров, следовательно, являлось плательщиком единого налога на вмененный доход по вышеназванному виду деятельности.
В связи с представлением Обществом деклараций по единому налогу на вмененный доход за I и II кварталы 2004 года с нарушением установленного срока, налоговая инспекция решениями от 01.09.2005 N N 153/10-14/63 и 154/10-14/64 привлекла Общество к ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в общей сумме 133 286,6 руб.
Согласно пункту 3 статьи 346.32 НК РФ декларация по единому налогу за налоговый период (квартал) подается не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (в данном случае - 20.04.2004 и 20.07.2004 соответственно). Общество представило декларации за I и II кварталы 2004 года 18 июля 2005 года, то есть с просрочкой.
Во исполнение решений от 01.09.2005 инспекция направила налогоплательщику требования от 13.09.2005 N N 111, 112 об уплате штрафа в срок до 28.09.2005. Штраф Общество не уплатило, поэтому налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании в принудительном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили факт совершения налогоплательщиком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 119 НК РФ, однако снизили размер подлежащего взысканию с Общества штрафа до 8 885,77 рублей. Суды признали в рассматриваемом случае наличие смягчающих ответственность Общества обстоятельств: в 2004 году Общество считало себя плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, своевременно представляло в налоговый орган декларации по этому налогу и уплачивало налог в бюджет; самостоятельно выявило и исправило допущенные нарушения и представило в налоговый орган декларации по единому налогу на вмененный доход за I и II кварталы 2004 года.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 2 статьи 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде взыскания штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Материалы дела подтверждают факт нарушения Обществом срока представления деклараций по единому налогу на вмененный доход за I и II кварталы 2004 года, то есть совершение налогового правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 2 статьи 119 НК РФ.
Согласно статье 114 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа - подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 112 НК РФ).
Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность действующим налоговым законодательством предоставлено судам первой и апелляционной инстанций.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций, исследовав доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали смягчающими ответственность Общества следующие обстоятельства в совокупности:
- в 2004 году Общество ошибочно считало себя плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, своевременно представляло в налоговый орган декларации по этому налогу и уплачивало налог в бюджет;
- налоговый орган, получая от Общества декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не сообщил ему о допущенных нарушениях;
- Общество самостоятельно выявило и исправило допущенные нарушения, представив в налоговый орган декларации по единому налогу на вмененный доход за I и II кварталы 2004 года.
Статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлено право переоценивать выводы суда о наличии (отсутствии) таких обстоятельств, если при этом нормы статей 112 и 114 НК РФ применены судом правильно.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются и иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Поскольку пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд первой инстанции по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика и т.д.) вправе уменьшить размер подлежащего взысканию штрафа более чем в два раза. На это указано и в пункте 19 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Принимая во внимание, что судом кассационной инстанции не установлено нарушений судами первой и апелляционной инстанций положений статей 112 и 114 НК РФ, оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции, и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 по делу N А56-7908/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2007 г. N А56-7908/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника