Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июня 2007 г. N А52-4408/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от Федеральной налоговой службы России Иванова В.Н. (доверенность от 02.08.2006),
рассмотрев 05.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России на определение Арбитражного суда Псковской области от 23.01.2007 (судья Яковлев А.Э.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2007 (судьи Романова А.В., Козлова С.В., Митрофанов О.В.) по делу N А52-4408/2006,
установил
Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании товарищества с ограниченной ответственностью "Секукр" (далее - Товарищество) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Определением от 23.01.2007 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 13.03.2007 определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить определение и постановление апелляционной инстанции как вынесенные с нарушением норм материального права и направить дело на новое рассмотрение Инспекция считает что правомерно обратилась с заявлением о признании Товарищества банкротом, поскольку оно обладает признаками отсутствующего должника которые установлены Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). В обоснование своей позиции заявитель ссылается на статью 227, пункт 3 статьи 228 Закона N 127-ФЗ. По мнению налогового органа суд неправомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку у Инспекции есть бюджетные средства на покрытие судебных расходов по делу о признании банкротом отсутствующего должника.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица участвующие в деле надлежаще извещены однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела 18.12.2006 Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании Товарищества несостоятельным (банкротом) Основанием для обращения в арбитражный суд послужило наличие у Товарищества задолженности в размере 58 630 руб. Налоговый орган считает, что Товарищество обладает признаками отсутствующего должника, поскольку установить место его нахождения невозможно, бухгалтерская отчетность не представлялась в течение пяти лет.
Суд отказывая Инспекции в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу что она не представила доказательств невозможности применить в отношении Товарищества административный порядок ликвидации недействующего юридического лица, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), и доказательств, подтверждающих наличие у отсутствующего должника имущества, за счет которого может быть погашена задолженность по обязательным платежам.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Закона N 127-ФЗ в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - Постановление) разъяснено, что, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
В соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Поскольку из материалов дела следует, что Товарищество отвечает признакам недействующего юридического лица (установить место нахождения Товарищества невозможно, в течение двенадцати месяцев, предшествующих принятию решения, оно не представляло документы бухгалтерской отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не осуществляет операции ни по одному банковскому счету), то согласно статье 21.1 Закона N 129-ФЗ к нему может применяться порядок исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица не связанным с его ликвидацией Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве в данном случае применению не подлежит.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам сборам пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве.
Вместе с тем пунктом 3 Постановления разъяснено что при поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ или признано недействительным в судебном порядке.
Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Кроме того, в нарушение положений статьи 39, пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона N 127-ФЗ в системном истолковании с положениями статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ уполномоченный орган не представил доказательства обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием от имени которого выступает уполномоченный орган.
При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона N 127-ФЗ.
Таким образом поскольку Инспекция не представила доказательств невозможности применить в отношении Общества административный порядок ликвидации и доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, то суд правомерно отказал налоговому органу.
Довод подателя жалобы о том что у Инспекции есть средства за счет которых могут быть покрыты судебные расходы по делу о банкротстве отсутствующего должника не может быть принят судом кассационной инстанции. В Постановлении разъясняется что налоговый орган для признания отсутствующего должника банкротом должен представить доказательства подтверждающие наличие у отсутствующего должника имущества, за счет которого может быть погашена задолженность по обязательным платежам, а не только покрыты судебные расходы по делу о банкротстве.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы а обжалуемые судебные акты считает законными и правомерными.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
определение Арбитражного суда Псковской области от 23.01.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2007 по делу N А52-4408/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. N А52-4408/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника