Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 июня 2007 г. N А05-113/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 05.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.02.2007 по делу N А05-113/2007 (судья Макаревич И.А.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальная контора" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 48 652 руб. 25 коп. расходов, возникших в результате предоставления с января по декабрь 2005 года льгот по отоплению и горячему водоснабжению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ Президента РФ). В качестве третьих лиц названыуказаны открытое акционерное общество "Архангельская генерирующая компания" в лице Управления сбытовой деятельности, и государственное учреждение "Отделение социальной защиты населения города Северодвинска".
Решением от 14.02.2007 требования Предприятия удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение от 14.02.2007 как принятое с нарушением норм материального права и вынести новый судебный акт, отказав в иске к Российской Федерации.
В своем отзыве на кассационную жалобу Предприятие считает решение законным и обоснованным и просит оставить его в силе.
В отзыве на кассационную жалобу открытое акционерное общество "Архангельская генерирующая компания" просит оставить жалобу без удовлетворения, а решение - без изменения.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие с января по декабрь 2005 года предоставляло льготы в размере 30 процентов по оплате коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории города Северодвинска, в соответствии с Указом Президента РФ. В результате предоставления названных льгот у Предприятия возникли расходы в сумме 48 652 руб. 25 коп., невозмещение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами. Суд пришел к выводу, что расходы Предприятия подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации, поскольку льготы установлены Указом Президента РФ и Минфин РФ не представил доказательств, что из федерального бюджета выделялись средства на реализацию указанных льгот.
Суд кассационной инстанции считает решение законным и обоснованным. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Согласно пункту 3 Указа Президента РФ Минфину РФ совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных названным Указом.
В соответствии с пунктом 2 совместного письма Минфина РФ и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992 N 51/1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет местных бюджетов.
Вместе с тем решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.
Таким образом, правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных Указом Президента РФ льгот.
Поскольку данный вопрос до настоящего времени в части распределения соответствующих расходов между бюджетами всех уровней не урегулирован, затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента РФ, должны компенсироваться за счет средств казны Российской Федерации, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Такая позиция отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - определение N 68-О).
В определении N 68-О разъяснено, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию вопроса, за счет каких средств должно предоставляться лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг, предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", поэтому впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что средства на реализацию установленных Указом Президента РФ льгот из федерального бюджета не выделялись.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.02.2007 по делу N А05-113/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 000 руб.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2007 г. N А05-113/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника