Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 июня 2007 г. N А66-10883/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Троицкой Н.В., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 19.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Максатихинском районе Тверской области на определение Арбитражного суда Тверской области от 28.02.2007 по делу N А66-10883/2006 (судья Куров О.Е.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Максатихинском районе Тверской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с муниципального учреждения Администрации Труженицкого сельского округа Максатихинского района (далее - Администрация) 6 388 руб. 79 коп., в том числе 6 000 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 388 руб. 79 коп. пеней.
Определением суда от 28.02.2007 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить определение арбитражного суда, заявление Фонда удовлетворить. По мнению подателя жалобы, с ответчика, являющегося бюджетным учреждением и использующего бюджетные средства через лицевые счета. которые ведутся органами муниципальных образований, в силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) денежные средства могут быть взысканы только на основании судебных актов.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд направил Администрации требования от 15.05.2006 N 635 и от 28.09.2006 N 722 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год и I квартал 2006 года, а также соответствующих пеней в установленный ими срок.
Поскольку Администрация требования не исполнила, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, установив, что взыскание спорной недоимки и пеней должно осуществляться во внесудебном порядке, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратил производство по делу.
Кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон N 137-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2006, внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
В соответствии со статьями 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ (в редакции Закона N 137-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей пяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке.
Таким образом, с 01.01.2006 действующим законодательством предусмотрен внесудебный порядок взыскания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации со страхователей - юридических лиц недоимки по страховым взносам и пеней за их несвоевременную уплату, не превышающих определенного предела - пятидесяти тысяч рублей.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 1 информационного письма от 20.02.2006 N 105 разъяснил, что в случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением 27.11.2006, то есть после вступления в силу Закона N 137-ФЗ, которым внесены изменения в статьи 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ, и сумма требований к ответчику не превышает пятидесяти тысяч рублей. Определением от 06.12.2006 суд принял заявление Фонда к производству.
При таких обстоятельствах данный спор неподведомствен арбитражному суду, в связи с чем суд обоснованно, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определением от 28.02.2007 прекратил производство по делу.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31, установленная статьей 25 Закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 28.02.2007 по делу N А66-10883/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Максатихинском районе Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июня 2007 г. N А66-10883/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника