Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 июня 2007 г. N А56-7698/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 апреля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Тарасюка И.М.,
судей Власовой М.Г. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Канакиной А.И. (доверенность от 09.01.2007), от общества с ограниченной ответственностью "Эфрата" Захова К.В. (доверенность от 12.02.2007),
рассмотрев 26.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2007 по делу N А56-7698/2007 (судья Соколова Н.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эфрата" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 26.02.2007 N 7170059 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 09.04.2007 требования Общества удовлетворены. Постановление Инспекции от 26.02.2007 N 7170059 признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом податель жалобы ссылается на следующее: действующие нормативные акты не предусматривают наличие остатка денежных средств в денежном ящике кассового аппарата ни на начало, ни на конец рабочего дня: книга по форме N КО-5 не предназначена для учета выдачи разменных денег кассиру-операционисту; излишки наличных денежных средств в сумме 6 515 руб. 83 коп. не были отражены Обществом по кассовой книге и кассовым документам и, вследствие этого, не были оприходованы в кассу организации; не приняв в конце рабочего дня всю наличную выручку у кассира-операциониста, Общество допустило нарушение порядка хранения свободных денежных средств.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела. 12.02.2007 проведена проверка соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в принадлежащем Обществу магазине, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Малый проспект Петроградской стороны, дом 54-56.
В ходе проверки налоговым органом выявлено расхождение имеющихся в кассе предприятия денежных средств по отношению к данным, отраженным в фискальном отчете контрольно-кассовой машины.
Согласно акту от 12.02.2007 N 25937/984 и протоколу от 12.02.2007 N 7170059 об административном правонарушении указанное расхождение выразилось в наличии излишков наличных денег в кассе в сумме 6 515 руб. 83 коп.
Усматривая в таких действиях Общества состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, Инспекция 26.02.2007 вынесла в отношении него постановление N 7170059 о привлечении к административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме 40 000 руб.
Считая названное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Статья 15.1 КоАП РФ предусматривает применение мер административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Обосновывая факт наличия в действиях Общества подпадающего под признаки установленного данной административно-правовой нормы правонарушения, Инспекция указала на то, что зафиксированное в материалах административной проверки расхождение имеющихся в кассе предприятия денежных средств по отношению к данным, отраженным в фискальном отчете, является либо неоприходованием денежных средств в кассу предприятия в силу того, что они не были отражены в кассовой книге и других бухгалтерских документах Общества, либо свидетельствует о нарушении порядка хранения свободных денежных средств в случае, если сумма денежной выручки в размере 6 515 руб. 83 коп. осталась в денежном ящике кассового аппарата с предыдущего дня.
Между тем, материалами настоящего дела не подтверждается ни факт неоприходования (неполного оприходования) в кассу Общества денежной наличности, ни факт нарушения порядка хранения свободных денежных средств.
Согласно имеющимся в деле доказательствам, выявленные излишки в сумме 6 515 руб. 83 коп. по состоянию на 11.01.2007 находились в ящике используемого Обществом кассового аппарата в качестве разменных денежных средств, обеспечение которыми кассира перед началом работы на контрольно-кассовой машине предусмотрено пунктом 3.8 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации 30.08.1993 за N 104.
Соответствующее обстоятельство следует из данных журнала кассира-операциониста, книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств и непосредственно материалов административной проверки, согласно которым указанная сумма являлась частью выручки за 10.01.2007 и в составе суммы 7 850 руб. 23 коп. была выдана кассиру как разменный фонд 11.01.2007.
Таким образом, выявленные в ходе проведения проверки излишки в сумме 6 515 руб. 83 коп. не могут свидетельствовать о неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, под которым следует понимать отсутствие либо искажение учета поступивших в кассу наличных денежных средств (части наличных денежных средств), следствием которого является сокрытие таких денежных средств от налогообложения.
В данном случае расхождений между выручкой и действительным наличием товарно-материальных ценностей налоговым органом не устанавливалось.
Суд также не может признать обоснованным и довод налогового органа о несоблюдении Обществом порядка хранения свободных денежных средств.
Положения пункта 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40, и нормы пунктов 2.1, 2.6 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Банка России 19.12.1997 (протокол N 47), под несоблюдением порядка хранения свободных денежных средств понимают несдачу свободных денежных средств в банк при отсутствии установленного лимита.
Согласно же акту от 12.02.2007 фактов несдачи соответствующих денежных средств в банк, равно как и накопления в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, проверкой не зафиксировано.
Ссылка Инспекции на то обстоятельство, что данное нарушение выразилось в оставлении предназначенных для размена денежных средств в ящике кассового аппарата с предыдущего дня, по мнению суда кассационной инстанции, не содержит в себе признаков правонарушения, установленного в соответствующей диспозиции статьи 15.1 КоАП РФ, так как указанные денежные средства в силу отсутствия у организации обязанности по сдаче их на хранение в банк, не имеют статуса "свободных".
Кроме того, соответствующий довод налогового органа, обоснованный им как вытекающий из объяснений главного бухгалтера Общества, не нашел своего документального закрепления в материалах дела, и находится в противоречии с данными указанных выше бухгалтерских документов заявителя.
При таком положении следует признать, что суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в действиях Общества состава вменяемого ему правонарушения и, вследствие этого, пришел к правомерному выводу о том, что Общество было привлечено к административной ответственности незаконно.
В силу изложенного суд кассационной инстанции находит обжалуемое решение законным и оснований к его отмене не усматривает.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2007 по делу N А56-7698/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2007 г. N А56-7698/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника