Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 июля 2007 г. N А56-30860/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 января 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А., при участии от открытого акционерного общества "Леноблгаз" Полякова Д.А. (доверенность от 18.12.2006 N 11-12), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области Павловой О.В. (доверенность от 10.01.2007 N 03-16/54),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 по делу N А56-30860/2006 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Горбачева О.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Леноблгаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 13.04.2006 N 8440.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2007 (судья Сайфуллина А.Г.) в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 решение суда от 24.01.2007 отменено. Суд признал оспариваемое решение налоговой инспекции недействительным в части доначисления 845 руб. транспортного налога и начисления 16,11 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Податель жалобы считает, что Общество необоснованно исчислило транспортный налог за 2005 год по автомобилю ГАЗ-2705 по ставке, установленной Законом Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-03 "О транспортном налоге" для легковых автомашин. По мнению налогового органа, поскольку ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни областной закон не определяют порядок отнесения транспортных средств к той или иной категории, он, руководствуясь статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации и отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями", пришел к правильному выводу о том, что ГАЗ-2705 относится к грузовым автомобилям.
Законность обжалуемого постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, при проведении камеральной проверки представленной Обществом декларации по транспортному налогу за 2005 год налоговая инспекция пришла к выводу о неправильном применении налогоплательщиком в нарушение положений статьи 1 Закона Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-03 "О транспортном налоге" ставки при исчислении налога по автомобилю ГАЗ-2705. Общество отнесло названное транспортное средство к категории "легковые автомобили" и применило налоговую ставку в размере 12 руб. По мнению налогового органа, это транспортное средство относится к категории "грузовые автомобили", а потому должно облагаться транспортным налогом по ставке 25 руб.
Решением от 13.04.2006 N 8440, принятым по результатам проверки, налоговая инспекция доначислила Обществу и предложила уплатить в срок, указанный в требовании, 845 руб. транспортного налога за 2005 год и 16,11 руб. пеней за нарушение срока его уплаты.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования оставил без удовлетворения. Суд пришел к выводу, что автомобиль ГАЗ-2705 относится к грузовым автомобилям. Вывод суда обоснован следующим. В паспорте спорного транспортного средства в строке 4 указана категория транспортного средства - "В". Это означает, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн, то есть как к легковому, так и к грузовому транспортному средству. В то же время в строке 3 паспорта указан тип транспортного средства - фургон цельнометаллический, что соответствует типу транспортного средства "Грузовой". Кроме того, в строке 2 паспорта транспортного средства ГАЗ-2705 вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства указана "7", что также свидетельствует о том, что автомобиль не относится к легковым.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда. Суд признал, что технический паспорт транспортного средства, напротив, содержит сведения о принадлежности автомобиля ГАЗ-2705 к категории "легковых". В разделе "Особые отметки" паспорта указано, что в данном транспортном средстве предусмотрено 6 мест для пассажиров, следовательно, спорное транспортное средство относится к механическим транспортным средствам для перевозки пассажиров, имеющим не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения. В свидетельстве о регистрации транспортного средства также указано, что автомобиль ГАЗ 2705 оборудован шестью пассажирскими местами. Общество утверждает, что автомобиль ГАЗ-2705 используется им только для перевозки пассажиров - работников организации. Доказательств обратного, в том числе того, что указанный автомобиль используется Обществом для перевозки грузов или в иных целях, налоговой инспекцией не представлено. Суд также пришел к выводу, что при отнесении автомобиля к категории грузового суд первой инстанции неправомерно руководствовался отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями", которая разработана не для целей налогообложения.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции, считает, что постановление суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В пункте 1 статьи 358 НК РФ определено, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются - как следует из статьи 361 НК РФ - законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
На территории Ленинградской области транспортный налог введен Законом Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-03 "О транспортном налоге". В соответствии со статьей 1 этого Закона (в редакции, действующей в проверяемый период) ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) определена в размере 12 руб., для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. - 25 руб.
Из материалов дела следует, что Общество в представленной в налоговый орган декларации по транспортному налогу за 2005 год применило по автотранспортному средству ГАЗ-2705 фургон цельнометаллический с мощностью двигателя 72,2 кВт, ставку налога в размере 12 руб.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что у налогоплательщика не имелось оснований для отнесения спорного транспортного средства к легковым автомобилям.
Из статьи 358 НК РФ следует, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно пункту 16 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие "одобрения типа транспортного средства" (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").
Следовательно, тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства.
В соответствии с пунктом 2.2.4 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 30.06.1997 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 399, Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 388 и Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации N 195, к транспортным средствам категории "В" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. Это соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года.
Перевод категорий транспортных средств, указанных в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со сравнительной таблицей (приложение 3 к Положению). Согласно приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории В (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн (грузовые).
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства, согласно вышеназванному положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности. Например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и т.п.
В паспорте транспортного средства ГАЗ-2705 (л.д. 12) в строке 4 указана категория транспортного средства - "В", что означает возможность отнесения транспортного средства как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн, то есть как к легковому, так и к грузовому транспортному средству.
Одновременно в строке 3 названного паспорта указан тип транспортного средства - фургон цельнометаллический. Согласно пункту 2.2.3 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств это соответствует типу транспортного средства "Грузовой".
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и пунктом 2.2.2 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные. В строке 2 имеющегося в материалах дела паспорта транспортного средства ГАЗ-2705 вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства указана "7", что также свидетельствует о том, что спорный автомобиль не относится к легковым.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции при определении типа спорного транспортного средства и ставки транспортного налога, подлежащего применению при налогообложении этого автомобиля в 2005 году, правомерно руководствовался сведениями о транспортном средстве, указанными в паспорте транспортного средства ГАЗ-2705, из которых не следует, что этот автомобиль является легковым автомобилем.
Ссылка суда апелляционной инстанции на использование автомобиля ГАЗ-2705 Обществом только в определенных целях - для перевозки пассажиров-работников организации - как доказательство его принадлежности к легковому автотранспорту отклоняется кассационной инстанцией. Статья 358 НК РФ при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели, в которых они используются.
Поскольку суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права и его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 подлежит отмене с оставлением в силе решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2007.
В связи с отменой принятого по данному делу постановления суда апелляционной инстанции и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества подлежит взысканию в федеральный бюджет 4000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой (2000 руб.), апелляционной (1000 руб.) и кассационной (1000 руб.) инстанций.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 по делу N А56-30860/2006 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2007 по данному делу.
Взыскать с открытого акционерного общества "Леноблгаз" в доход федерального бюджета 4000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июля 2007 г. N А56-30860/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника