Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 июля 2007 г. N А56-29527/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 января 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 июня 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корпусовой О.А., Морозовой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лидер" Калиничевой Е.В. (доверенность от 10.07.2006 N 5), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области Павловой О.В. (доверенность от 10.01.2007 N 03-16/54),
рассмотрев 10.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2007 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2007 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Масенкова И.В.) по делу N А56-29527/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - Общество, ООО "Лидер") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 20.06.2006 N 8922.
Решением суда первой инстанции от 26.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.04.2007, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы считает, что оспариваемое Обществом решение Инспекции является законным, поскольку в ходе налоговой проверки и на момент вынесения этого решения ООО "Лидер" не представило в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов, а направленное Обществу требование о представлении этих документов возвращено в Инспекцию с отметкой почты об отсутствии адресата.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, указывая на соблюдение им условий применения налоговых вычетов.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "Лидер" просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2006 года, в которой заявило к вычету 3 388 559 руб. налога, в том числе 3 329 232 руб. НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и 58 282 руб. уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Инспекция провела камеральную проверку декларации. По результатам проверки налоговым органом принято решение от 20.06.2006 N 8922 о доначислении Обществу 3 388 559 руб. НДС за февраль 2006 года, предложении ему уплатить указанную сумму налога и 116 224 руб. 11 коп. пеней. Этим же решением ООО "Лидер" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 677 711 руб. 80 коп. налоговых санкций.
В обоснование решения от 20.06.2006 N 8922 Инспекция указала, что в ходе проверки и на момент вынесения этого решения ООО "Лидер" не представило в налоговый орган документы, подтверждающие его право на применение налоговых вычетов в декларации по НДС за февраль 2006 года. Требование от 07.04.2006 N 2616 о представлении таких документов (копий книг покупок и продаж, грузовых таможенных деклараций, платежных поручений и документов, подтверждающих принятие товаров на учет), направленное Обществу по адресу, указанному в его учредительных документах, возвращено с отметкой почты об отсутствии адресата.
ООО "Лидер" оспорило решение Инспекции от 20.06.2006 N 8922 в судебном порядке, ссылаясь на то, что документы, подтверждающие обоснованность применения им налоговых вычетов в декларации по НДС за февраль 2006 года, направило в Инспекцию бандеролью в мае 2006 года. Кроме того, заявитель указал на неполучение им требования Инспекции о представлении документов.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества, указав на то, что представленными в материалы дела документами подтверждается правомерность применения им налоговых вычетов за февраль 2006 года.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Судами установлено, что представленными ООО "Лидер" в материалы дела документами подтверждается фактический ввоз Обществом товаров на территорию Российской Федерации, уплата НДС таможенным органам и поставщикам при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принятие товаров на учет, а также использование заявителем этих товаров для осуществления операции, признаваемых объектами обложения НДС.
Налоговый орган не представил замечаний и не заявил о наличии в указанных документах каких-либо нарушений.
Кассационная коллегия отклоняет доводы Инспекции о том, что суды первой и апелляционной инстанций неправомерно приняли и оценили представленные Обществом в суд документы, которые не были представлены в налоговый орган в ходе проверки и на момент вынесения оспариваемого решения.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О "По жалобе открытого акционерного общества "Востоксибэлектросетьстрой" на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать соответствующие документы.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами исследованы и оценены представленные Обществом в подтверждение обоснованности применения вычетов по НДС за февраль 2006 года документы и установлено, что ООО "Лидер" выполнило предусмотренные статьями 171 и 172 НК РФ условия применения налоговых вычетов.
Кроме того, судами установлено, что в мае 2006 года, до принятия налоговым органом оспариваемого решения, ООО "Лидер" бандеролью направило в Инспекцию документы, подтверждающие обоснованность применения им налоговых вычетов в декларации по НДС за февраль 2006 года.
Кассационная коллегия считает, что суды правомерно отклонили ссылку Инспекции на неисполнение Обществом требования от 07.04.2006 N 2616 о представлении документов. Судами установлено, что Общество не получало указанное требование и ранее обращалось в Инспекцию с просьбой направлять корреспонденцию по домашнему адресу генерального директора ООО "Лидер", поскольку в рабочее время он находится в Санкт-Петербурге "в связи с необходимостью частого присутствия в таможенных органах и общения с покупателями товара, находящимися в Санкт-Петербурге". С мая 2006 года генеральный директор Общества регулярно находится в командировках в Волгоградскую область, а с ноября 2006 года ООО "Лидер" состоит на налоговом учете в Вологодской области в связи с развитием бизнеса в этом регионе.
Кроме того, ООО "Лидер" 26.07.2006 представило в Инспекцию уточненную декларацию по НДС за февраль 2006 года и вместе с ней документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов. Инспекция признала правомерным предъявление Обществом к вычету 3 480 607 руб. НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.
Суды также правильно указали, что в данном случае Общество заявило к вычету сумму НДС уже уплаченную им в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в связи с чем доначисление ему этой суммы налога в качестве недоимки незаконно.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правомерно признали недействительным решение Инспекции от 20.06.2006 N 8922, и не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2007 по делу N А56-29527/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июля 2007 г. N А56-29527/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника