Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В.
судей Ившиной Т.В, Тураевой Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании с помощью видеоконференцсвязи кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл на решение Сернурского районного суда от 29 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-65/2022 по иску Яшметовой Ирины Анатольевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о взыскании задолженности по выплатам при сокращении с должности государственной гражданской службы, компенсации за несвоевременную выплату денежных средств, компенсации морального вреда, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, пояснения представителя ответчика по доверенности Ивановой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Яшметова И.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о взыскании задолженности по выплатам при сокращении с должности государственной гражданской службы, компенсации за несвоевременную выплату денежных средств, компенсации морального вреда, указывая, что в соответствии со служебным контрактом N от 17 августа 2020 года истец проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Марий Эл. 28 мая 2021 года на основании приказа N от 24 мая 2021 года служебный контракт был расторгнут по инициативе нанимателя в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79- ФЗ). Межрайонная ИФНС России N3 по Республике Марий Эл прекратила свою деятельность, правопреемником является Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы 28 мая 2021 года истцу была выплачена компенсация, предусмотренная п. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания в общей сумме 57385 рублей 68 копеек, ежемесячное содержание составило 14364 рубля 42 копейки. Считает, что ответчиком неверно определен размер ежемесячного содержания, при расчете которого инспекцией не было учтено полученное истцом материальное стимулирование. Полагает, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2, 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Выплаченное истцу материальное стимулирование в период с 2020 года по 2021 год было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих. Дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих ответчиком в 2020-2021 годы фактически производилось, что подтверждается расчетными листками. Указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Выплата материального стимулирования является премированием государственных гражданских служащих ответчика, а критериями при решении вопроса о выплате материального стимулирования, соответственно и разовых премий, являются итоги выполнения работ, связанных с выполнением задач и обеспечением функций и полномочий, возложенных в данном случае на Межрайонную ИФНС России N 3 по Республике Марий Эл. Считает, что на Министерство финансов РФ как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при расчете компенсации при сокращении с государственной гражданской службы истцу следовало принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 разъяснения, что представителем нанимателя при расчете вышеуказанной компенсации сделано не было. При исчислении месячного денежного содержания и расчете компенсации инспекцией не были учтены полученные им средства материального стимулирования в период с августа 2020 года по апрель 2021 года.
Ежемесячное денежное содержание истца составляет 9252 рубля, из них 3572 рубля - должностной оклад, 2108 рублей - ежемесячна надбавка к должностному окладу за особые условия труда, 3572 рубля - ежемесячное денежное поощрение. Выплаченные за период с августа 2020 года по апрель 2021 года премии, материальное стимулирование составляют 149933 рубля. С учетом указанных сумм компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания составляет 86985 рублей 67 копеек, размер невыплаченной компенсации составляет 29599 рублей 99 копеек (86985 рублей 67 копеек - 57385 рублей 68 копеек). На основании ст. 236 Трудового кодекса РФ размер денежной компенсации за невыплаченную в срок суммы за каждый день задержки окончательного расчета составляет 3490 рублей 33 копейки. При исчислении месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации за все неиспользованные отпуска инспекцией не было учтено полученное истцом материальное стимулирование. На основании п. 13 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" истцом произведен расчет невыплаченной денежной компенсации за неиспользованные отпуска в размере 8586 рублей 99 копеек (25234 рубля 75 копеек - 16647 рублей 76 копеек), на основании ст. 236 Трудового договора РФ размер денежной компенсации за невыплаченную в срок указанной суммы проценты составят 1012 рублей 55 копеек.
Истец считает, что факт нарушения ответчиком ее трудовых прав, выразившийся в неполной выплате сумм, причитающихся в связи с увольнением, установлен, имеются основания для взыскания с ответчика компенсации морального вреда. В связи с неоднократными и длительными (сроком более 8 месяцев) нарушениями со стороны работодателя, выразившимися в неполной выплате компенсации при сокращении с должности государственной гражданской службы, неполной выплате отпускных испытывает нравственные страдания, заключающиеся в ухудшении здоровья, перепадам артериального давления, бессоннице, непрекращающейся депрессии, истец морально подавлена неправомерными действиями работодателя, по настоящее время психологически не восстановилась после произошедшего, в связи с чем считает необходимым и справедливым взыскать с ответчика моральный вред в размере 5000 рублей. Просит взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл задолженность по выплатам при сокращении с должности государственной гражданской службы в размере 38186 рублей 98 копеек, проценты за неполную выплату компенсаций при сокращении с должности государственной гражданской службы в размере 4502 рубля 88 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Решением Сернурского районного суда от 29 апреля 2022 года исковые требования Яшметовой Ирины Анатольевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о взыскании задолженности по выплатам при сокращении с должности государственной гражданской службы, компенсации за несвоевременную выплату денежных средств, компенсации морального вреда, удовлетворены в части.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июля 2022 года решение Сернурского районного суда от 29 апреля 2022 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл просит решение и апелляционное определение отменить, отказать в заявленных требованиях.
В возражениях на кассационную жалобу истец просит апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика по доверенности Иванова О.В. в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы, просила отменить судебные акты и отказать в заявленных требованиях.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика по доверенности Ивановой О.В, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, что 17 августа 2020 года Яшметова И.А. принята на государственную гражданскую службу на должность специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС N 3 по Республике Марий Эл на период отсутствия гражданского служащего ФИО3
Приказом Межрайонной ИФНС N 3 по Республике Марий Эл от 24 мая 2021 года N с Яшметовой И.А. 28 мая 2021 года расторгнут служебный контракт, она освобождена от занимаемой должности и уволена по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
В связи с увольнением Яшметовой И.А. была выплачена компенсация за 34 календарных дня неиспользованного отпуска в размере 16647 руб. 76 коп, а также компенсация в связи с сокращением должности гражданской службы, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ в размере четырехмесячного денежного содержания - 57385 руб. 68 коп.
Частично удовлетворяя исковые требования, учитывая разъяснения, данные в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, от 27 апреля 2021 года N 14-03-03/32289, суд первой инстанции пришел к выводу, что выплаченное истцу с учетом эффективности деятельности и качества исполнения должностных обязанностей материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, поэтому входит в состав денежного содержания и подлежит учету при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.
Суд первой инстанции, проверив расчеты сторон и сделав собственные расчеты, установив, что задолженность ответчика перед истцом по компенсации, предусмотренной частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, составляет 29600 руб, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск составляет 8586 руб. 99 коп, проценты за неполную выплату причитающихся работнику выплат составили 4604 руб. 08 коп, и с учетом положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о взыскании с УФНС России по Республике Марий Эл в пользу Яшметовой И.А. задолженности по компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в размере 29600 руб, задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 8586 руб. 99 коп, процентов за неполную выплату причитающихся сумм в размере 4502 руб. 88 коп.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, сославшись на следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79- ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года N 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем, в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 года, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Таким образом, в силу части 10 статьи 50, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года N 90н.
Согласно разъяснений, содержащихся в письме Минфина России от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 указанных Правил, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Минфин России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Таким образом, на Минфин России, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции проверив расчет суда первой инстанции, признал его верным.
Соглашаясь с расчетом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при расчете денежной компенсации судом обоснованно учтен должностной оклад в размере 3572 руб, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия труда в размере 2108 руб, ежемесячное денежное поощрение в размере 3572 руб, а также выплаченные за период с августа 2020 года по апрель 2021 года премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальное стимулирование в общей сумме 149933 руб. (149933 руб. /12 = 12494 руб. 42 коп.). С учетом указанных сумм, месячное денежное содержание истца составило 21746 руб. 42 коп. (9252 руб. + 12494 руб. 42. коп.), следовательно, подлежащая выплате компенсация в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2007 года N79-ФЗ, составила 86985 руб. 68 коп. (21746 руб. 42 коп. х 4).
Расчет компенсации, приведенный ответчиком в апелляционной жалобе, исходя из 1/12 дополнительных выплат, выплаченных за период с мая 2020 года по апрель 2021 года в сумме 191980 руб. 75 коп. /12 = 15998 руб. 40 коп, суд апелляционной инстанции признал неверным и отклонил, указав, кроме того, что данный расчет в суде первой инстанции ответчиком не представлялся.
Так же суд апелляционной инстанции согласился со взыскании процентов от недоплаченной суммы компенсации за неиспользованный отпуск без учета вычета НДФЛ, поскольку из содержания положений налогового законодательства следует, что суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, взыскиваемые судом суммы заработной платы подлежат налогообложению в общем порядке.
Кроме того, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о необходимости взыскания компенсации морального вреда, поскольку судом был установлен факт нарушения работодателем прав работника на своевременное получение денежного содержания в объеме, установленном законодательством.
Мотивы принятия судебных постановлений в полной мере отражены в указанных оспариваемых актах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним процессуальным законом, не согласиться с ними судебная коллегия оснований не находит.
Доводы кассационной жалобы о неправильном расчете компенсации, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на иную судебную практику в обоснование своих доводов несостоятельны, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. Суд кассационной инстанции не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толкований правовых норм.
Доводы кассационной жалобы, об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, отклоняются, поскольку судами установлены нарушения прав работника.
Содержащиеся в кассационной жалобе ответчика возражения относительно отсутствия правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в силу содержащегося в специальной норме (п. 16 ст. 70 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), исчерпывающего перечня случаев, при наступлении которых у государственного гражданского служащего имеется право на получение соответствующей компенсации (освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы), основаны на неверной трактовке норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в том числе положений ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность распространения на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Вопреки позиции ответчиков требования п. 16 ст. 70 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ не исключают применения требований Трудового кодекса РФ.
Доводы жалобы истца о том, что судом дана неверная оценка представленным доказательствам не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятыми судом судебными постановлениями, не влекут отмены или изменения апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сернурского районного суда от 29 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Т.В. Ившина
Т.Е. Тураева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.