Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу начальника ОГИБДД МО МВД России "Трубчевский" Савченко В.В. на вступившее в законную силу решение судьи Брянского областного суда от 1 сентября 2022 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Комелягиной Л.Н.
установил:
постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России "Трубчевский" от 12 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Трубчевского районного суда Брянской области от 15 июня 2022 года, индивидуальный предприниматель Комелягина Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Брянского областного суда от 1 сентября 2022 года состоявшиеся по делу акты отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Савченко В.В. просит об отмене решения судьи областного суда, приводя доводы о его незаконности.
Комелягина Л.Н, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы, в установленный срок возражения на нее не представила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения индивидуального предпринимателя Комелягиной Л.Н. постановлением должностного лица административного органа от 12 апреля 2022 года к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в нем выводы о том, что 5 марта 2022 года в 11 часов 50 минут в районе "адрес" в д. "адрес" она допустила выпуск на линию транспортного средства "Мерседес - Бенц", государственный регистрационный знак N, под управлением водителя ФИО5 с неисправным техническим средством учета режима труда и отдыха водителя (тахографом), просроченной калибровкой тахографа и отсутствием карты водителя.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу Комелягиной Л.Н, поданную в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 15 июня 2022 года постановление должностного лица оставил без изменения.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу Комелягиной Л.Н, поданную в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 1 сентября 2022 года указанные акты отменил с прекращением производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Принимая данное решение, судья Брянского областного суда исходил из того, что копия протокола об административном правонарушении не была направлена Комелягиной Л.Н. до рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем она была лишена возможности реализации своих прав на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, представление объяснений и замечаний по содержанию протокола. Неисполнение должностным лицом административного органа установленной частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанности по направлению копии протокола об административном правонарушении Комелягиной Л.Н. применительно к установленным по делу обстоятельствам является существенным процессуальным нарушением. Материалы дела не содержат данных об извещении Комелягиной Л.Н. о месте и времени рассмотрения начальником ОГИБДД МО МВД России "Трубчевский" дела об административном правонарушении в отношении нее, назначенного на 12 апреля 2022 года. Порядок рассмотрения дела не был соблюден, дело рассмотрено без участия Комелягиной Л.Н. в отсутствие сведений о том, что она была надлежащим образом извещена о месте и времени его рассмотрения. В рассматриваемом случае должностным лицом административного органа не приняты меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, не созданы необходимые условия для справедливого разбирательства и обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем с указанными выводами судьи областного суда согласиться нельзя.
Согласно части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В силу части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Приведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат императивного требования по направлению копии протокола об административном правонарушении до рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие Комелягиной Л.Н. с соблюдением требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия протокола в ее адрес направлена 13 апреля 2022 года и получена ею 15 апреля 2022 года.
Изложенные в решении судьи областного суда выводы о том, что дело об административном правонарушении было рассмотрено должностным лицом административного органа без участия Комелягиной Л.Н. в отсутствие сведений о том, что она была надлежащим образом извещена о месте и времени его рассмотрения, противоречат материалам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела следует, что письмом начальника ОГИБДД МО МВД России "Трубчевский" от 29 марта 2022 года Комелягина Л.Н. извещалась о необходимости явиться 12 апреля 2022 года к 10 часам 00 минутам в ОГИБДД МО МВД России "Трубчевский" для дачи объяснения в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, участия в составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении. Одновременно в письме Комелягиной Л.Н. были разъяснены положения статьи 51 Конституции Российской Федерации и права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное извещение было направлено в адрес Комелягиной Л.Н. заказным письмом с уведомлением и получено ею 7 апреля 2022 года.
Таким образом, Комелягина Л.Н. была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, не была лишена возможности реализации своих прав на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Требования, установленные частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об обязанности по направлению копии протокола об административном правонарушении, были исполнены должностным лицом административного органа.
Порядок рассмотрения дела был соблюден, дело рассмотрено без участия Комелягиной Л.Н. при наличии сведений о том, что она надлежащим образом извещена о месте и времени его рассмотрения.
Как следует из разъяснений, изложенных в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2007 года, вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении возможно при соблюдении предусмотренного статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами адвоката.
Должностным лицом административного органа созданы необходимые условия для реализации лицом, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, права на непосредственное участие в рассмотрении дела и других процессуальных прав. До рассмотрения дела Комелягиной Л.Н. ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Учитывая изложенное, указанные выводы судьи областного суда нельзя признать законными.
В настоящее время исключена возможность устранения допущенных нарушений путем возвращения дела на новое рассмотрение ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 11.23 названного Кодекса, составляет два месяца.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дела срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений указанных норм по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение судьи Брянского областного суда от 1 сентября 2022 года подлежит изменению путем исключения из него приведенных выше выводов.
Внесение изменений в названный судебный акт в указанной части не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу начальника ОГИБДД МО МВД России "Трубчевский" Савченко В.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Брянского областного суда от 1 сентября 2022 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Комелягиной Людмилы Николаевны, изменить: исключить из него выводы о том, что копия протокола об административном правонарушении не была направлена индивидуальному предпринимателю Комелягиной Л.Н. до рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем она была лишена возможности реализации своих прав на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, представление объяснений и замечаний по содержанию протокола; неисполнение должностным лицом административного органа установленной частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанности по направлению копии протокола об административном правонарушении индивидуальному предпринимателю Комелягиной Л.Н. применительно к установленным по делу обстоятельствам является существенным процессуальным нарушением; материалы дела не содержат данных об извещении индивидуального предпринимателя Комелягиной Л.Н. о месте и времени рассмотрения начальником ОГИБДД МО МВД России "Трубчевский" дела об административном правонарушении в отношении нее, назначенного на 12 апреля 2022 года; порядок рассмотрения дела не был соблюден, дело рассмотрено без участия индивидуального предпринимателя Комелягиной Л.Н. в отсутствие сведений о том, что она была надлежащим образом извещена о месте и времени его рассмотрения; в рассматриваемом случае должностным лицом административного органа не приняты меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, не созданы необходимые условия для справедливого разбирательства и обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В остальной части названный судебный акт оставить без изменения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.