Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу начальника межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств "данные изъяты" на решение судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Каргапольского района Курганской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области (далее - МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области) от 27 мая 2022 года N 45028/22/49823 администрация Каргапольского района Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 12 июля 2022 года (N 12-32/2022), оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года (N 72-214/2022), указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, просит отменить решение судьи областного суда.
Администрация Каргапольского района Курганской области, уведомленная в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче жалобы на указанные судебные акты, в установленный срок возражения на данную жалобу не представила.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 31 октября 2022 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Статьей 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 30 января 2019 года заместителем начальника - заместителем старшего судебного пристава Каргапольского районного отдела судебных приставов вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N "данные изъяты" в отношении администрации Каргапольского района Курганской области с предметом исполнения о возложении обязанности на администрацию Каргапольского района Курганской области предоставить "данные изъяты". благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Муниципального образования Каргапольский район, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
Постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава Каргапольского районного отдела судебных приставов от 06 июня 2019 года с администрации Каргапольского района Курганской области в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок взыскан исполнительский сбор.
26 июля 2021 года постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава Каргапольского районного отдела судебных приставов исполнительное производство передано на исполнение в Межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам (г. Курган, ул. Коли Мяготина, 119).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области от 07 апреля 2022 года администрации Каргапольского района Курганской области в очередной раз установлен срок для исполнения требований исполнительного документа в срок до 25 апреля 2022 года.
17 мая 2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области составлен протокол об административном правонарушении N 495 в отношении администрации Каргапольского района Курганской области по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
27 мая 2022 года начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области вынесено постановление N 45028/22/49823 о привлечении администрации Каргапольского района Курганской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление судебного пристава-исполнителя и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о том, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в указанном случае не исполнено по объективным причинам, не зависящим от должника.
Делая выводы об отсутствии вины администрации Каргапольского района Курганской области в неисполнении требований исполнительного документа к вновь установленному сроку, судья районного суда исходил из того, что исполнительным документом на администрацию возложена обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение, приобретенное за счет бюджета Курганской области, и передать в муниципальную собственность; возлагаемая обязанность предоставления жилого помещения лицу из числа детей-сирот неразрывно связана с надлежащим исполнением Правительством Курганской области обязательства своевременно приобрести жилое помещение и передать его в муниципальную собственность; должник не имеет возможности самостоятельно за счет внутренних ресурсов исполнить решение суда; задержка исполнения решения суда связана с несвоевременным приобретением жилого помещения за счет бюджета Курганской области.
При этом судья районного суда, излагая выводы об отсутствии вины администрации Каргапольского района Курганской области, указал, что должностным лицом при вынесении постановления не были учтены обращения в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области о предоставлении сведений о сроках передачи жилых помещений в муниципальную собственность от 14 сентября 2020 года, от 21 января 2021 года, от 17 февраля 2021 года; договоры аренды земельных участков от 30 августа 2021 года, заключенные с ИП "данные изъяты", целью предоставления которых является строительство домов в р.п. Каргаполье, по ул. С.П. Королева, 38 и ул. Г.К. Жукова, 43; договор аренды земельного участка от 18 мая 2021 года, заключенный с ООО " "данные изъяты"", целью предоставления которого является строительство дома в р.п. Каргаполье, по ул. Кирова, 13.
Судья областного суда с выводами судьи районного суда согласился.
Вместе с тем при рассмотрении жалоб судьями оставлено без внимания, что само по себе возложение на должника обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение именно за счет средств бюджета Курганской области не свидетельствует об отсутствии вины администрации муниципального образования в совершении административного правонарушения, не указывает на неисполнимость требований исполнительного документа в юридически значимый период времени по объективным причинам, не зависящим от самого должника.
Из положений ст. 4 Закона Курганской области от 05 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" следует, что органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по обеспечению жилыми помещениями имеют право на финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями; обеспечение материальными ресурсами при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае состоявшиеся по делу акты не содержат каких-либо выводов о принятии администрацией Каргапольского района Курганской области (как должником по исполнительному производству) своевременных, необходимых и достаточных мер (в том числе связанных с получением необходимого финансирования из областного бюджета) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера именно в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (в период с 07 апреля до 25 апреля 2022 года).
Представленные администрацией документы, на которые сослались судьи районного и областного судов, с учетом их датирования до 07 апреля 2022 года, не подтверждают принятие администрацией каких-либо мер к исполнению требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении от 07 апреля 2022 года.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом. Изложенное свидетельствует о том, что судьями было допущено существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать состоявшиеся по делу судебные акты законными.
Кроме того, судьей районного суда жалоба на постановление должностного лица рассмотрена с нарушением правил территориальной подсудности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Настоящее дело рассмотрено начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области в г. Курган по адресу: г. Курган, ул. Коли Мяготина, 119. Данный адрес (место рассмотрения дела) относится к юрисдикции Курганского городского суда Курганской области. Поэтому жалоба законного представителя администрации Каргапольского района Курганской области на постановление должностного лица подлежала рассмотрению по месту рассмотрения дела - судьей Курганского городского суда Курганской области.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 12 июля 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года подлежат отмене, а дело - направлению на рассмотрение в Курганский городской суд Курганской области.
При рассмотрении дела судье Курганского городского суда Курганской области надлежит правильно установить фактические обстоятельства, оценить все доказательства в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выполнить требования ст. 24.1, 26.1 названного Кодекса.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 12 июля 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Каргапольского района Курганской области, отменить.
Направить дело в Курганский городской суд Курганской области на новое рассмотрение.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.