Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
с участием прокурора Таскаевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3656/2022 по иску Екимовой Татьяны Владимировны к Государственному бюджетному учреждению "Курганская областная клиническая больница" о взыскании штрафа, по кассационной жалобе Екимовой Татьяны Владимировны на решение Курганского городского суда Курганской области от 07 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 08 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, заключение прокурора, полагавшего, что судебные акты отмене не подлежат, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Екимова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению "Курганская областная клиническая больница" о взыскании штрафа.
В обоснование исковых требований указала, что решением Курганского городского суда Курганской области от 02 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18 ноября 2021 года частично удовлетворены её исковые требования о взыскании с Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" компенсации морального вреда. Считает, что поскольку судом удовлетворены её требования, основанные на нарушении прав потребителя медицинских услуг, штраф, предусмотренный частью 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-I "О защите прав потребителей" подлежит взысканию в рамках настоящего спора. Просит взыскать с Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" штраф в размере 500 000 руб, поскольку в её пользу взыскана компенсация морального вреда в размере 500 000 рублей.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 07 июня 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 08 сентября 2022 года Екимовой Т.В. отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании штраф.
В кассационной жалобе Екимова Т.В. ставит вопрос об отмене решения Курганского городского суда Курганской области от 07 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 08 сентября 2022 года, как незаконных, с направлением дела на новое рассмотрение.
В доводах кассационной жалобы повторяет свою правовую позицию, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций. Указывает, что для рассмотрения настоящего дела не имеет значения, какого вида медицинское страхование имелось у неё при обращении в больницу, а важен факт обоснованности требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-I "О защите прав потребителей". Отмечает, что законодателем не предусмотрено каких-либо условий для взыскания штрафа, кроме как удовлетворение судом законных требований потребителя. Считает, что имеет право на присуждение штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-I "О защите прав потребителей".
В письменных возражениях на кассационную жалобу Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная клиническая больница" указывает на законность и обоснованность вынесенных по делу судебных актов, просит оставить решение суда первой инстанции и апелляционное определение без изменения, а кассационную жалобу Екимовой Т.В. без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по ранее рассмотренному спору между Екимовой Т.В. и государственным бюджетным учреждением "Курганская областная клиническая больница" (гражданское дело N 2-19/2021), 09 июля 2019 года в 7 часов утра Екимова Т.В. обратилась в Государственное бюджетное учреждение "Юргамышская центральная районная больница" с жалобами на боль в области желудка и рвоту, где была осмотрена дежурным врачом-хирургом совместно с заместителем главного врача, оказана первая помощь. Вечером того же дня Екимова Т.В. по состоянию здоровья вновь поступила в Государственное бюджетное учреждение "Юргамышская центральная районная больница", где у нее взяли анализы и 10 июля 2019 года направили для лечения в Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная клиническая больница" для уточнения диагноза и лечения, где она была госпитализирована и находилась на лечении по 12 июля 2019 года с диагнозом "данные изъяты" В ночь с 16 июля 2019 года на 17 июля 2019 года Екимова Т.В. вновь поступила в приемный покой Государственного бюджетного учреждения "Юргамышская центральная районная больница" с резкими болями, рвотой, и 18 июля 2019 года ее вновь направили в Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная клиническая больница", где она проходила лечение по 07 августа 2019 года с диагнозом "данные изъяты" 18 июля 2019 года ей проведена операция: "данные изъяты". 19 июля 2019 года ей проведена операция: "данные изъяты"
Решением Курганского городского суда Курганской области от 02 июля 2021 года исковые требования Екимовой Т.В. к Государственному бюджетному учреждению "Курганская областная клиническая больница" о взыскании компенсации морального вреда в связи с некачественно оказанной медицинской помощью удовлетворены частично. С Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" в пользу Екимовой Т.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 000 руб. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18 ноября 2021 года указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Данными судебными актами установлено ненадлежащее оказание медицинской помощи Екимовой Т.В. в период её нахождения на лечении в государственном бюджетном учреждение "Курганская областная клиническая больница".
Требования Екимовой Т.В. по настоящему делу мотивированы тем, что в связи с ненадлежащим оказанием ей медицинской помощи в период её лечения в государственном бюджетном учреждение "Курганская областная клиническая больница" и удовлетворением судом ее требований о взыскании компенсации морального вреда, Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная клиническая больница" должно понести ответственность за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований истца как потребителя медицинских услуг на основании пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-I "О защите прав потребителей" в виде штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной решением суда от 02 июля 2021 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Екимовой Т.В. о взыскании штрафа суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 19, 37, 84 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-I "О защите прав потребителей", разъяснениями, содержащимися в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", исходил из того, что медицинская помощь Екимовой Т.В. оказывалась в государственном бюджетном учреждении "Курганская областная клиническая больница" безвозмездно за счет средств фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Положения пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-I "О защите прав потребителей", устанавливающие ответственность исполнителя услуг за нарушение прав потребителя в виде штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг. Кроме того, судом первой инстанции указано, что вопрос о качестве медицинской помощи разрешался в процессе судебного разбирательства, размер компенсации морального вреда определен судом после исследования и установления юридически значимых обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что поскольку медицинская помощь Екимовой Т.В. оказывалась бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, платные услуги ей не предоставлялись, то основания для взыскания в ее пользу штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-I "О защите прав потребителей", у суда первой инстанции отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что вопрос о взыскании штрафа на основании пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-I "О защите прав потребителей" разрешается судом при рассмотрении гражданского дела о возмещении вреда, связанного с оказанием медицинских услуг, и не подлежит рассмотрению в рамках отдельного гражданского дела. Однако это не повлияло на правильность вынесенного судом первой инстанции решения.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, представленным сторонами доказательствам, судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, при оценке доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Пациент - это физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункт 9 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (пункт 21 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 этого федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пунктом 9 части 5 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" предусмотрено право пациента на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи (часть 1 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (часть 8 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, следует, что право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. При этом законом гарантировано, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Наряду с этим Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию, при оказании медицинской помощи. К отношениям по предоставлению гражданам платных медицинских услуг применяется законодательство о защите прав потребителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 года N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.
Согласно пункту 2 названных правил платные медицинские услуги - это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования; потребитель - это физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителем и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Названный закон определяет исполнителя услуг как организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям по возмездному договору.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страховании, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Исходя из изложенного положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", устанавливающие в том числе в пункте 6 статьи 13 ответственность исполнителя услуг за нарушение прав потребителя в виде штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг. При этом основанием для взыскания в пользу потребителя штрафа является отказ исполнителя, в данном случае исполнителя платных медицинских услуг, в добровольном порядке удовлетворить названные в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" требования потребителя этих услуг.
Судебные инстанции, отказывая во взыскании с государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" в пользу Екимовой Т.В. штрафа, установленного пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", положения приведенных норм материального права, определяющих основания применения к отношениям в области охраны здоровья граждан законодательства о защите прав потребителей, к спорным отношениям применили правильно, верно определив правовую природу отношений по поводу оказания Екимовой Т.В. медицинской помощи и установив, что ей медицинская помощь оказывалась бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Установив указанные обстоятельства, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для применения к спорным отношениям, учитывая положения части 8 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей".
Разрешая исковые требования Екимовой Т.В. о взыскании в её пользу штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, судебные инстанции учли, что вопрос о качестве оказанной медицинской помощи разрешался в процессе судебного разбирательства по иску Екимовой Т.В. о компенсации морального вреда. Для выяснения этого вопроса судом первой инстанции назначались судебно-медицинские экспертизы. Размер компенсации морального вреда определен судом после исследования и установления юридически значимых обстоятельств (оказание Екимовой Т.В. некачественной медицинской помощи, вины медицинского учреждения в оказании некачественной медицинской помощи). Кроме того, при рассмотрении иска Екимовой Т.В. к государственному бюджетному учреждению "Курганская областная клиническая больница" о компенсации морального вреда суды положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" не руководствовались.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для взыскании с государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" в пользу Екимовой Т.В. штрафа в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения её требований о компенсации морального вреда является верным. Принятые судебные акты являются законными, поскольку они приняты без нарушений норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами судов, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в оспариваемых судебных постановлениях. Правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержит. Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании заявителем приведенных норм права.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения по доводам кассационной жалобы в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 07 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Курганского областного суда от 08 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Екимовой Татьяны Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.