Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при секретаре Сахарове Р.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-50/2022 по административному исковому заявлению Платонова Михаила Юрьевича об оспаривании решений областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области", установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости
по апелляционной жалобе комитета по управлению имуществом Курской области на решение Курского областного суда от 29 августа 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, возражения по доводам апелляционной жалобы административного истца Платонова М.Ю, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Платонов М.Ю. (далее также - административный истец) являлся собственником земельных участков (категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для малоэтажной жилой застройки) с кадастровыми номерами: N, площадью 436 742 кв.м; N, площадью 818 002 кв.м; N, площадью 136 300 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", обратился в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" (далее также - ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области") N N от 10 января 2022 года; N N, N N от 15 февраля 2022 года, которыми возвращены без рассмотрения его заявления об установлении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости, а также просил, с учетом уточненных административных исковых требований, установить архивную кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- N в размере 38 062 000 рублей по состоянию на 26 сентября 2016 года; внести в ЕГРН сведения об установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости на период с 27 декабря 2016 года по 23 октября 2019 года;
- N в размере 20 322 000 рублей по состоянию на 19 октября 2016 года; внести в ЕГРН сведения об установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости на период с 26 декабря 2016 года по 23 октября 2019 года;
- N в размере 7 295 000 рублей по состоянию на 1 января 2016 года; внести в ЕГРН сведения об установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости на период с 7 декабря 2016 года по 23 октября 2019 года.
В обоснование заявленных требований указывал, что в декабре 2019 года названные земельные участки сняты с кадастрового учета и их кадастровая стоимость приобрела статус "архивная". Однако в настоящий момент с него в судебном порядке взыскивается задолженность по налоговым недоимкам и пени по земельному налогу за 2016-2019 годы, рассчитанная из оспариваемой архивной кадастровой стоимости данных земельных участков, которая, по его мнению, является завышенной. В связи с этим считает оспариваемые решения ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" незаконными.
Решением Курского областного суда от 29 августа 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Административному истцу отказано в удовлетворении требования о признании незаконными решений ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" N N от 10 января 2022 года; N N, N N от 15 февраля 2022 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2016 года в размере 38 062 000 рублей (на период с 27 декабря 2016 года по 22 октября 2019 года включительно).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2016 года в размере 20 322 000 рублей (на период с 26 декабря 2016 года по 22 октября 2019 года включительно).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 7 295 000 рублей (на период с момента начала применения кадастровой стоимости по 22 октября 2019 года включительно).
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, административный ответчик комитет по управлению имуществом Курской области подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт, как постановленный с нарушением норм материального права.
Возражения относительно доводов апелляционной жалобы в суд не представлены.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители комитета по управлению имуществом Курской области, областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области", администрации Курской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, извещенные о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.
Представитель администрации муниципального округа "Городновский сельсовет" Железногорского района Курской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
На основании статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее также - Федеральный закон N 269-ФЗ) в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Федеральный закон N 237-ФЗ) введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее также - Решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 135-ФЗ) не осуществляется.
Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 года либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Постановлением администрации Курской области от 25 ноября 2020 года N 1186-па "О переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Следовательно, с указанной даты на территории Курской области подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно пункту 15 которой решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец являлся собственником земельных участков (категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для малоэтажной жилой застройки) с кадастровыми номерами: N, площадью 436 742 кв.м; N, площадью 818 002 кв.м; N, площадью 136 300 кв.м, расположенных по адресу: "адрес".
В соответствии со статьями 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении спорных объектов недвижимости является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, а потому наделен правом на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 16 638 141 рублей по состоянию на 1 января 2016 года в результате государственной кадастровой оценки, утверждена постановлением администрации Курской области от 2 декабря 2016 года N 904-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области" и внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) 7 декабря 2016 года. Данная кадастровая стоимость значилась в ЕГРН в период с 7 декабря 2016 года до 22 октября 2019 года включительно.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 66 559 480 рублей 80 копеек по состоянию на 19 октября 2016 года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области. Данная кадастровая стоимость значилась в ЕГРН в период с 26 декабря 2016 года до 22 октября 2019 года включительно.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 99 853 504 рублей 14 копеек по состоянию на 26 сентября 2016 года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области. Данная кадастровая стоимость значилась в ЕГРН в период с 27 декабря 2016 года до 22 октября 2019 года включительно.
С 23 октября 2019 года кадастровая стоимость указанных земельных участков изменена в связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков.
Исполняя требования статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, административный истец подготовил отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости: N N, N N от 28 декабря 2021 года, составленные ИП ФИО8, N N от 28 декабря 2021 года, составленный ООО фирма "Агро Плюс", согласно которым рыночная стоимость спорных земельных участков определена: N в размере 31 902 100 рублей по состоянию на 26 сентября 2016 года; N в размере 18 884 700 рублей по состоянию на 19 октября 2016 года; N в размере 6 911 800 рублей по состоянию на 1 января 2016 года.
29 декабря 2021 года и 14 февраля 2022 года Платонов М.Ю. обратился в ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N в размере их рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2016 года, 19 октября 2016 года, 1 января 2016 года соответственно.
Возвращая без рассмотрения заявления административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" в своих решениях N N от 10 января 2022 года; N N, N N от 15 февраля 2022 года указало, что заявления поданы Платоновым М.Ю. по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена оценка рыночной стоимости объектов недвижимости, и которая указана в отчетах об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае, если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, основанном на положениях распоряжения администрации Курской области от 13 декабря 2016 года N 442-ра "О создании областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области", Устава ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области", приказа ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" от 3 августа 2021 года N 06.01-09/45, уполномочивающего заместителя директора ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" правом на подписание решений об отказе в рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также частей 7, 8 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, что оспариваемые решения приняты компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка их принятия, и подписаны уполномоченным лицом, следовательно, оснований для удовлетворения административных исковых требований, в части признания указанных решений незаконными, не имеется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Судом первой инстанции установлено, что в настоящее время с Платонова М.Ю. в судебном порядке взыскивается задолженность по налоговым недоимкам и пени по земельному налогу за 2016-2019 годы, в том числе, рассчитанная из оспариваемой архивной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, он имеет право на оспаривание архивной кадастровой стоимости данных земельных участков на основании отчетов об оценке N N, N N, N N от 28 декабря 2021 года.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 59, статьями 77 и 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснениями, данными в пунктах 20, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее также - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28), Курский областной суд для проверки на соответствие отчетов об оценке, представленных административным истцом, требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, с учетом ходатайства административного истца о проведении судебной оценочной экспертизы и мнения сторон относительно данного ходатайства, определением от 20 июня 2022 года назначил по административному делу судебную оценочную экспертизу.
По результатам судебной оценочной экспертизы, выполненной частнопрактикующим оценщиком ФИО9, представлено заключение N N от 4 августа 2022 года, в котором указано на наличие в отчетах об оценке N N, N N, N N от 28 декабря 2021 года нарушений требований федерального законодательства об оценочной деятельности, в частности, нарушений ФСО N 1, 3, 7, повлиявших на итоговый результат определения рыночной стоимости объектов недвижимости
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 26 сентября 2016 года составляет 38 062 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 19 октября 2016 года - 20 322 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 года - 7 295 000 рублей.
Судебная коллегия согласна с судом первой инстанции, что заключение эксперта выполнено в соответствии с требованиями законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки. Оснований не доверять заключению эксперта не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем есть соответствующая расписка.
Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены достаточные и аргументированные выводы о размере рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование и носят исчерпывающий характер, каких-либо данных, указывающих на то, что примененный экспертом сравнительный подход привел к неправильному определению (завышению) рыночной стоимости объектов недвижимости в административном деле не имеется.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что заключение эксперта достоверно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости объектов недвижимости и может быть положено в основу решения суда, как основание для установления кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, с указанием периодов применения сведений о кадастровой стоимости данных земельных участков:
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курского областного суда от 29 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом Курской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.