Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сицинской О.В.
судей Печуриной Ю.А. и Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-748/2022 по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 1 августа 2022 года по административному иску Шептуновой Елены Анатольевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шептунова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости, этого же нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года в размере его рыночной стоимости, а также сооружения (теплицы) с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что значительное превышение оспариваемой кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости над их рыночной стоимостью приводит к завышенному размеру уплачиваемых налоговых платежей.
Решением Краснодарского краевого суда от 1 августа 2022 года заявленные требования удовлетворены, установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере 727 100 рублей, нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года в размере 776 100 рублей, сооружения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года в размере 556 100 рублей.
Не согласившись с решением суда, департамент имущественных отношений Краснодарского края в своей апелляционной жалобе, просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что установление кадастровой стоимости произведено на основании и в полном соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок проведения государственной кадастровой оценки. Уменьшение кадастровой стоимости спорного объекта повлечет изменение налоговой базы, что приведет к значительному уменьшению налоговых платежей, которые в данном случае отнесены к источникам доходов бюджета. Проведенная экспертиза по делу является ненадлежащим доказательством, поскольку содержит нарушения законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Представитель административного истца по доверенности - Нагорная Н.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение Краснодарского краевого суда от 1 августа 2022 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
С учетом положений, закрепленных в частях 1, 3 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 318 от 27 апреля 2017 года, а также принимая во внимания, дату определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, правоотношения, связанные с пересмотром кадастровой стоимости такого объекта, подлежат регулированию в соответствии с нормами Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федеральный закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
На основании ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежат на праве общей долевой собственности нежилое здание с кадастровым номером N сооружение (теплица) с кадастровым номером N что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N в размере 1 469 374, 9 рублей определена по состоянию на 01 января 2018 года в ходе государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, результаты которой утверждены приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01 ноября 2018 года N 2368 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда", и в соответствии со статьей 18 Закона N 237-ФЗ применяется с 01 января 2019 года до 01 января 2022 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 09 сентября 2021 года N 2259 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машиномест на территории Краснодарского края" по состоянию на 01 января 2021 года утверждена новая кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N в размере 1 321 115, 04 рублей, которая в соответствии со статьей 18 Закона N 237-ФЗ применяется с 01 января 2022 года.
Кадастровая стоимость сооружения с кадастровым номером N в размере 7 238 760, 82 рублей определена по состоянию на 01 января 2019 года в ходе государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, результаты которой утверждены приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 4 октября 2019 года N 2094 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости сооружений на территории Краснодарского края", и в соответствии со статьей 18 Закона N 237-ФЗ применяется с 01 января 2020 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По данным отчета об оценке от 30 декабря 2021 года N 36-Ю-2021, подготовленным ООО "Альфа Эксперт", рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 685 200 рублей, этого же нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 770 000 рублей, сооружения (теплицы) с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 531 000 рублей.
Отчет должен соответствовать требованиям Закона Об оценочной деятельности в Российской Федерации, а также требованиям Федерального стандарта оценки (ФСО). В отчете должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов. К отчету должны быть приложены материалы, иллюстрирующие выводы оценщика.
Объектом-аналогом для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО N 1).
В связи с тем, что в отчете о результатах оценки рыночной стоимости спорных объектов недвижимости суд первой инстанции усмотрел нарушения законодательства об оценочной деятельности, судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года, на 1 января 2021 года, на 1 января 2019 года. Проведение судебной экспертизы поручено ООО "Краснодарский центр оценки недвижимости".
Перед экспертом поставлены вопросы об установлении соответствия отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и, в случае несоответствия данного отчета правовым нормам, об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Согласно экспертному заключению от 27 июня 2022 года N КС-748/22 эксперта Макарова Е.А. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 727 100 рублей, этого же нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года составляет 776 100 рублей, сооружения (теплицы) с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 556 100 рублей.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции вынес обжалуемое решение, указав на то, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
Из содержания заключения следует, что исследование проводилось с применением затратного подхода.
Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дал подписку; последняя представлена вместе с заключением по результатам оценочной экспертизы и приобщена к материалам дела; в заключении эксперт ответил на поставленный вопрос.
В суд апелляционной инстанции экспертом Макаровым Е.А. представлены письменные пояснения по каждому доводу апелляционной жалобы административного ответчика, которые исследованы судом апелляционной инстанции, признаны состоятельными и приобщены к материалам дела.
По мнению судебной коллегии, пояснения эксперта Макарова Е.А. опровергли доводы административного ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, и исключили необходимость назначения по делу повторной судебной экспертизы, в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 83 КАС РФ.
Учитывая изложенное, в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы сомнений в достоверности у суда апелляционной инстанции не вызывает.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска.
В остальном доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 1 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.