Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 августа 2007 г. N А05-2938/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кравченко Т.В., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 27.08.2007 в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Архангельской области от 03.05.2007 по делу N А05-2938/2007 (судья Семин А.А.),
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Леско" (далее - Общество) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.
Определением суда от 03.05.2007 производство по делу прекращено, поскольку Общество отвечает признакам недействующего юридического лица, но в административном порядке процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Реестр) не проводилась, а также отсутствуют доказательства достаточности имущества должника для покрытия расходов по делу о банкротстве.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ФНС просит отменить определение суда от 03.05.2007, ссылаясь на то, что судом неправильно применены положения статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), статей 61 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". По мнению подателя жалобы, судом нарушены права Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве.
Участвующие в деле лица о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность определения суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ФНС.
Как следует из материалов дела, за Обществом числится 105 303 руб. 93 коп. задолженности по налогам (сборам) и взносам во внебюджетные фонды, пеням, штрафам. При этом установить место нахождения должника невозможно; бухгалтерскую отчетность он не представлял с 2005 года; операции по банковским счетам Общества длительное время не осуществляются.
Эти обстоятельства послужили основанием для обращения ФНС в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, правомерно сослался на положения статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, согласно которым юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Реестра по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном названным Законом.
Судом установлено, что должник обладает признаками недействующего юридического лица и фактически прекратил свою хозяйственную деятельность, а следовательно, имеются основания для исключения его из Реестра в установленном Законом N 129-ФЗ порядке. Налоговым органом не представлены доказательства невозможности применения в отношении Общества административного порядка ликвидации недействующего юридического лица. Такой вывод суда соответствует разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее Постановление N 67).
Процедура исключения недействующего юридического лица из Реестра является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. В связи с этим пункт 4 статьи 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит. По этой причине исключение недействующего юридического лица из Реестра по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней (пункт 1 Постановления N 67).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 67 если в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица выясняется, что оно отвечает признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает доводы жалобы несостоятельными, а определение суда - законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 03.05.2007 по делу N А05-2938/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2007 г. N А05-2938/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника