Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Мызниковой Н.В., и судей Рачиной К.А., Дегтеревой О.В., с участием прокурора Витман Ю.А., при ведении протокола секретарем Джемгировым М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Фесинец ... на решение Щербинского районного суда города Москвы от 14 марта 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Фесинец... к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании приказа незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Фесинец С.М. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, в котором просила признать незаконным и отменить приказ Следственного департамента МВД России от 29 июля 2021 года N51 о расторжении контракта и увольнении по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с утратой доверия, восстановить ее в прежней должности и специальном звании; засчитать время вынужденного прогула в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за стаж службы (выслугу лет), выплатить компенсацию за время вынужденного прогула на день вынесения решения.
В обоснование требований Фесинец С.М. указала, что она с 16 августа 1996 года проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации, где на момент увольнения замещала должность следователя по особо важным делам 2 отдела (по расследованию особо важных дел о преступлениях в кредитно-финансовой сфере и коррупционной направленности) Следственного департамента МВД России. Приказом Следственного департамента МВД России от 29 июля 2021 года N51 с ней был расторгнут контракт и она была уволена по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона N342-ФЗ от 30 ноября 2011 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с утратой доверия. Однако данный приказ является незаконным, поскольку ответчиком нарушен порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности, не учтена тяжесть совершенного проступка, послужившего основанием к увольнению, предшествующее поведение сотрудника.
Истец в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена, дело рассмотрено с участием представителя истца по доверенности Козлова А.А, который в суде заявленные требования с учетом уточнений поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Авдеева Н.Л. в суде исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Фесинец С.М. по доводам апелляционной жалобы и дополнений к жалобе ссылаясь на то, что не была извещена о рассмотрении дела в суде первой инстанции и ее представитель в суде не участвовал.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, - основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Принимая во внимание рассмотрение дела в отсутствие истца и ее адвоката, не извещенных о времени и месте рассмотрения дела, что влечет отмену решения суда первой инстанции и в силу п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является основанием для перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. На основании определения от 23 ноября 2022 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
При таких данных решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права, с принятием в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ нового решения.
В судебное заседание судебной коллегии Фесинец С.М. не явилась, просила о рассмотрении дела с участием ее адвоката Кузнецова А.А, с учетом представленных уточненных исковых требований, просила признать приказ об увольнении незаконным и отменить, изменить формулировку основания увольнения на пункт 2 части 2 статьи 82 ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по инициативе сотрудника) с даты вынесения решения, взыскать компенсацию за время вынужденного прогула на день вынесения решения (л.д. 185).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения адвоката Кузнецова А.А, возражения представителей ответчика по доверенности Авдеевой Н.Л, Цапаевой А.В, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, урегулированы Федеральным законом от 3 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 3 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника органов внутренних дел нормой пункта 10 части первой статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - ФЗ "О полиции") и пункта 9 части первой статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 3.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрена обязанность представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, лицами, замещающими должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 (далее - Положение от 18 мая 2009 г. N 559), государственный служащий представляет ежегодно сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (подпункты "а" и "б" пункта 5 названного Положения).
В силу подпункта "а" пункта 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Пунктами 2, 2.1 Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного приказом МВД России от 14 декабря 2016 г. N 838 (далее - Порядок от 14 декабря 2016 г. N 838), установлена обязанность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, замещавших по состоянию на 31 декабря отчетного года должности, включенные в соответствующий перечень, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
За несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (статья 50.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 данного федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 82.1 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с ч. 5 ст. 51.1, в соответствии с которой взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 данного Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения; в указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Как следует из материалов дела, Фесинец С.М. проходила службу в органах внутренних дел с 16.08.1996 г, в должности следователя по особо важным делам 2 отдела (по расследованию особо важных дел о преступлениях в кредитно-финансовой сфере и коррупционной направленности) управления по расследованию организованной преступной деятельности Следственного департамента МВД России с 20.04.2020, согласно приказу N31л/с от 24.04.2020.
Приказом МВД России N77л/с от 29 июля 2021 года контракт с Фесинец С.М. расторгнут и она уволена со службы в органах внутренних дел по п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N342-ФЗ (в связи с утратой доверия в случаях предусмотренных статьей 82.1 настоящего Федерального закона); основанием для чего послужил доклад о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера от 02 июля 2021 года, приказ Следственного департамента МВД России от 29 июля 2021 года N51.
С приказами об увольнении истец была ознакомлена, а также с истцом была проведена беседа 29.07.2021, в ходе которой было сообщено об основаниях увольнения, разъяснены вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций, с листом беседы истец ознакомлена под подпись.
На основании информации, представленной 31 марта 2021 в отдел кадров и государственной службы Следственного департамента МВД России из ГУСБ МВД России в отношении полковника юстиции Фесинец С.М, и в соответствии с поручением от 08.04.2021, во исполнение Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданам, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года N 1065(1), отделом кадров Следственного департамента МВД России проведена проверка исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции за период с 2018 по 2019 годы представленных в отношении себя и супруга следователем по особо важным делам 2 отдела по расследованию организованной преступной деятельности Следственного департамента МВД России подполковником юстиции Фесинец С.М.
Уведомлением от 09.04.2021 в соответствии с п. 22 вышеприведенного Положения истец лично под подпись была уведомлена в письменной форме о начале проверки исполнения обязанностей (далее по тексту - проверка), установленных в целях противодействия коррупции. Также названным уведомлением Фесинец С.М. было разъяснено ее право давать пояснения в письменной форме по вопросам указанным в пп. "б" п. 22 Положения, а также предоставлять дополнительные материалы и давать по ним письменные пояснения.
09 июля 2021 года Заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации - начальником Следственного департамента МВД России был утвержден доклад о результатах служебной проверки в отношении подполковника юстиции Фесинец С.М, согласно которому Фесинец С.М. в нарушение пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 2 Порядка предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного приказом МВД России от 14 декабря 2016 г. N 838, представила недостоверные сведения в отношении себя и своего супруга (Кукина В.В.) в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 и 2019 годы, а также неполные сведения в справках за 2020 год.
В ходе проверки исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции было установлено, что в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Фесинец С.М. при подаче в отчётный период времени сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных за 2018, 2019 и 2020 годы в отношении себя и своего супруга, не внесла: в справке за 2018 год в отношении себя сведения по транспортному средству ВАЗ - 11113, которое находилось у нее на праве собственности в период с 29 ноября 2018 года по 18 декабря 2018 года, а именно о доходе, полученном от его продажи, либо об его отчуждении в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки;
- в справках за 2018 и 2019 годы в отношении себя сведения о наличии одного счета, открытого 27 ноября 2015 года в ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", по которому в период с 20 января 2018 года по 20 декабря 2019 года по счету проводились операции, списано 830, 00 руб, зачислено 500, 00 руб. Общий остаток денежных средств да 31 декабря 2019 года составил 483, 57 руб.;
- в справках за 2018 и 2019 годы в отношении себя сведения о наличии семи счетов, открытых 31 марта 2007 года, 04 мая 2007 года, 29 января 2010 года, 22 мая 2009 года, 17 апреля 2011 года, 28 марта 2013 года, 23 октября 2017 года в ПАО "Сбербанк", по пяти из которых проведено порядка 1 973 операции по зачислению и списанию денежных средств, то есть осуществлялось движение денежных средств. Общий остаток денежных средств по семи счетам ПАО "Сбербанк" Фесинец С.М. на 31 декабря 2019 года составил 12 484, 47 руб, в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2019 года прошло движение денежных средств в сумме 4 432 942, 43 руб.;
- в справке за 2018 год в отношении себя сведения о наличии одного счета, открытого 27 июня 2017 года в ПАО "Банк ВТБ". В период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2019 года по счету операции не проводились. Общий остаток денежных средств на 31 декабря 2019 года составил 00 руб. 00 коп.;
- в справке за 2019 год в отношении себя сведения о наличии двух счетов, открытых 27 июня 2017 года и 31 января 2019 года в ПАО "Банк ВТБ". При этом по последнему счету в период с 01 февраля 2019 года по 30 декабря 2019 года проведена 51 операция, списано 82 923, 24 руб, зачислено 78 706, 41 руб. Остаток на 31 декабря 2019 года составил 2 705, 47 руб.;
- в справке за 2019 год в отношении себя сведения о наличии одного счета, открытого 25 сентября 2019 года в АО "Райффайзенбанк". Информация по движению денежных средств и остатку на 31 декабря 2019 года банком не предоставлена, данные открытия счета установлены из выписки, приложенной к справке за 2020 год;
Кроме того, в справках за 2018 и 2019 годы в отношении супруга Кукина В.В. сведения о наличии семи счетов, открытых 24 июня 2003 года, 12 июля 2004 года, 13 августа 2012 года, 11 июня 2014 года, 18 сентября 2015 года, 8 октября 2015 года, 18 декабря 2018 года в ПАО "Сбербанк", по пяти из которых проведено 597 операций по зачислению и списанию денежных средств, то есть осуществлялось движение денежных средств. Общий остаток денежных средств по семи счетам ПАО "Сбербанк" Кукина В.В. на 31 декабря 2019 года составил 211 864, 61 руб, в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2019 года прошло движение денежных средств в сумме 1 640 297, 34 руб.;
- в справках за 2018 и 2019 годы в отношении супруга Кукина В.В. сведения о наличии пяти счетов, открытых 30 мая 2011 года, 22 марта 2016 года в валюте "RUB, USD и EUR", 14 июня 2018 года в ПАО "Банк ВТБ", по трем из которых проведено 270 операций по зачислению и списанию денежных средств, то есть осуществлялось движение денежных средств. Общий остаток денежных средств по пяти счетам ПАО "Банк ВТБ" Кукина В.В. на 31 декабря 2019 года составил 19 099, 24 руб, в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2019 года прошло движение денежных средств в сумме 268 630, 84 руб, при этом установленная общая сумма не указанных остатков денежных средств у Фесинец С.М. составила 15 673, 51 руб, у супруга Кукина В.В. - 230 963, 85 руб, совокупность не указанных остатков денежных средств на 31 декабря 2018 года составила 246 637, 36 руб.
Также выявлено, что в справках за 2020 год в отношении себя и супруга Кукина В.В. не внесены сведения о доходах, выплаченных банком по счетам. Так, на основании выписок ПАО "Банк ВТБ" доход Кукина В.В. составил 731, 67 руб, доход Фесинец С.М. - 38, 50 руб, на основании выписки ПАО "Сбербанк" доход Кукина В.В. составил 623, 65 руб, Фесинец С.М. - 0, 01 руб.
В ходе проверки сведений за 2020 год, предоставленных Фесинец С.М. в отношении себя и своего супруга установлено, что общая сумма поступивших денежных средств согласно приложенных выписок к справке за 2020 год Фесинец С.М. составила 5 934 087, 21 руб, тогда как доход за отчетный период согласно предоставленным справкам о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год составил 1 418 611, 52 руб.
Общая сумма дохода, выплаченного банками ПАО "ВТБ", ПАО "Сбербанк" по счетам, у Фесинец С.М. составила 38, 51 руб, у Кукина В.В. - 3 355, 32 руб. Совокупность дохода составила 393, 83 руб. Другими банками проценты по доходам не выплачивались.
Указанные обстоятельства, подтверждены представленными и приобщенными в порядке ст.327.1 ГПК РФ, материалами служебной проверки, в том числе справками о доходам, расходах, об имуществе себя и супруга за 2018, 2019, 2020 годы, сведениями по счетам банках и иных кредитных организаций (т.2).
29 июня 2021 года из ГСУ ГУ МВД России по Московской области поступил ответ, что Фесинец С.М. в период прохождения службы в Главном следственном управлении ГУ МВД России по Московской области с заявлением о невозможности предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своего супруга не обращалась.
В ходе проведения проверки Фесинец С.М. по результатам объяснений четко объяснить причины не указания счетов, открытых в банках не смогла, просила исследовать сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные за 2020 год.
По результатам проверки, комиссией 20.07.2021 был сделан вывод, что помимо выявленных проверкой нарушений недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018, 2019 и 2020 годы в отношении истца супруга, также установлен факт не указания Фесинец С.М. в справках о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год сведений о получении ею от родственника (родного дяди) денежных средств в сумме 5 000 000 руб, что в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения" является ситуацией, которая расценивается как значительный проступок, влекущий увольнение служащего в связи с утратой доверия.
Решением Комиссии рекомендовано, учитывая характер и тяжесть совершенного нарушения, обстоятельства, при которых совершено нарушение, а также предшествующие результаты исполнения подполковником юстиции Фесинец С.М. своих должностных обязанностей, применить к ней конкретную меру ответственности дисциплинарное взыскание в виде увольнения из органов внутренних дел в связи с утратой доверия, с которым заместитель Министра - начальник Следственного департамента МВД России генерал-лейтенант юстиции Лебедев С.Н. при утверждении доклада согласился.
Кроме того, по результатам проведения аттестационной комиссии Следственного департамента МВД России от 20.04.2021 в отношении подполковника юстиции Фесинец С.М, принято решение перенести аттестацию Фесинец С.М. на срок, не превышающий шести месяцев, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности. В случае отсутствия положительной тенденции к устранению указанных в аттестации недостатков, предложено рассмотреть вопрос о понижении ее в занимаемой должности.
На момент увольнения из органов внутренних дел у Фесинец С.М. имелось действующее дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора, наложенного приказом от 23 апреля 2021 N28, с которым истец была ознакомлена 28.04.2021.
На основании доклада о результатах проверки от 02.07.2021 года приказом от 29.07.2021 N77л/с служебный контракт с Фесинец С.М. был расторгнут, истец была уволена из органов внутренних дел по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия, руководствуясь приведенными выше нормативными положениями, регулирующими спорные отношения, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, приходит к выводу о законности увольнения истца по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона N342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. (в связи с утратой доверия), поскольку факт совершения Фесинец С.М. коррупционного правонарушения, выразившегося в представлении недостоверных и неполных сведений в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своего супруга в справках за 2018, 2019 и 2020 годы, нашел свое подтверждение.
При этом служебная проверка в отношении истца проведена в соответствии с требованиями статей 50.1, 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 N1065.1.
В ходе служебной проверки установлены обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, собраны необходимые для принятия обоснованного решения материалы, подготовлен письменный доклад по результатам служебной проверки, выводы проверки раскрывают как характер, так и тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, служебная проверка закончена и утверждена уполномоченным руководителем в установленный законом срок.
Нарушений, предусмотренных ст. 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, порядка и сроков наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения со стороны ответчика не допущено, поскольку о факте предоставления истцом недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за указанные периоды ответчику стало известно 02 июля 2021 года после утверждения доклада о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
При увольнении истца также решением комиссии при применении дисциплинарного взыскания учтена тяжесть совершенного нарушения, с учетом правового статуса сотрудника, проходящего службу в органах внутренних дел, ранее наложенное дисциплинарное взыскание, учитывая то, что работодатель вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Учитывая, что к сотрудникам правоохранительных органов законодатель предъявляет повышенные требования по соблюдению действующего законодательства, увольнение сотрудника органов внутренних дел при вышеприведенных нарушениях действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства, а профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства, то доводы истца о несоразмерности проступка и наказания признаются судебной коллегией несостоятельными, и не влекущими отмену приказа об увольнении, а также удовлетворении требований об изменении формулировки основания и даты увольнения, взыскании компенсации за период вынужденного прогула.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в соответствии со статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Фесинец С.М. к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа от 29.07.2021 года N51 о расторжении контракта и увольнении, изменении формулировки основания увольнения на пункт 2 части 2 статьи 82 ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по инициативе сотрудника), взыскании компенсации за время вынужденного прогула.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда города Москвы от 14 марта 2022 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Фесинец... к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа от 29.07.2021 года N51 о расторжении контракта и увольнении, изменении формулировки основания и даты увольнения, взыскании компенсации за период вынужденного прогула, - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.