Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Пильгановой В.М, при помощнике судьи Ипатове С.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. гражданское дело (N 2-4519/22) по апелляционной жалобе ПАО "Аэрофлот" на решение Пресненского районного суда города Москвы от 18 августа 2022 года, которым постановлено:
" Взыскать с Мансурова... в пользу ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" денежные средства, в счет возмещения расходов на обучение в размере 156940 рублей 76 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4338 рублей 82 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать",
УСТАНОВИЛА:
ПАО "Аэрофлот" обратилось в суд с иском к Мансурову А.Х, с учетом уточнений просило взыскать задолженность по ученическому договору в размере 1 233 704 рублей 40 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 16 099 рублей.
В обоснование заявленных требований ссылалось на то, что 01.06.2018 Мансуров А.Х. принят на работу в ПАО "Аэрофлот" на должность пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов. 09.07.2018 между ПАО "Аэрофлот" и Мансуровым А.Х. заключен ученический договор N 584/949, в соответствии с которым ответчик был направлен на переобучение по программе переподготовки на самолет RRJ-95 в качестве второго пилота. По условиям ученического договора Мансуров А.Х. обязался проработать в ПАО "Аэрофлот" не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности, однако приказом N 15610/л от 26.11.2020 ответчик на основании личного заявления был уволен с занимаемой должности по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника, в связи с чем обязан возместить расходы работодателя, затраченные на его обучение.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца - Молокову А.А, представителя ответчика - Нестерову Ю.Ю, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом N 7744/л от 28.05.2018 Мансуров А.Х. принят на работу в ПАО "Аэрофлот" на должность пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов с 01.06.2018, с ним заключен трудовой договор N 949 от 23.05.2018.
09.07.2018 между ПАО "Аэрофлот" и Мансуровым А.Х. заключен ученический договор N 584/949 на переподготовку на самолет RRJ-95 в качестве второго пилота, начало переподготовки 01.06.2018.
Согласно пункту 1.6 ученического договора завершением переподготовки является дата окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности.
Стороны согласились с тем, что переподготовка включает в себя самостоятельные этапы обучения: теория, тренажерная подготовка, аэродромная подготовка\летная подготовка на тренажере, наземная подготовка по вводу в строй, а также ввод в строй в рейсовых условиях.
Этапы следуют один за другим или могут быть организованы через некоторые промежутки времени (не более двух месяцев) в зависимости от производственных возможностей работодателя и (или) уважительных причин работника (пункт 1.7).
В соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.5 ученического договора Мансуров А.Х. принял на себя обязательство: проработать в ПАО "Аэрофлот" не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности;
возместить работодателю денежные средства, затраченные на его переподготовку, в соответствии с пунктами 5.1.1 - 5.1.3 в случаях: увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного настоящим договором срока обязательной работы; нарушения трудовой дисциплины, совершения других виновных действий, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрено увольнение с работы; отчисления работника за неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины; отказа от перевода на должность в соответствии с пунктом 1.9.
Также установлен перечень уважительных причин увольнения.
Стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляет 1 686 980 руб. Стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты и составляет 16 350 руб./час (пункт 4).
Согласно пункту 5.1 ученического договора если работник без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, он в соответствии со статьей 207 Трудового кодекса российской Федерации возвращает работодателю: стоимость переподготовки в соответствии с разделом 4 настоящего договора, затраты на дополнительную подготовку, иные расходы, связанные с переподготовкой, подтвержденные соответствующими документами.
Возмещение денежных средств, затраченных на переподготовку работника работодателем (пункты 5.1.1 - 5.1.3), производится путем внесения работником суммы долга, пропорционально времени, не отработанному работником в соответствии с пунктом 2.1.4 наличным платежом в кассу департамента бухгалтерского учета (пункт 5.2 ученического договора).
Приказом от 19.10.2018 установлена дата окончания ввода в строй Мансурова А.Х. в качестве второго пилота ВС RRJ-95 - 16 октября 2018 года.
Протоколом N 42 заседания местной квалификационной комиссии ПАО "Аэрофлот" от 16.10.2018 постановлено, в связи с окончанием прохождения программы подготовки Мансуров А.Х. допущен к самостоятельным полетам в качестве второго пилота ВС RRJ-95, коммерческого пилота ГА ЛО ВС SSJ-100.
На основании заявления ответчика от 19.11.2020 и в соответствии с приказом N 15610/л от 26.11.2020 трудовой договор расторгнут по инициативе работника (п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации) 26.11.2020.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ПАО "Аэрофлот" о взыскании с Мансурова А.Х. расходов, связанных с обучением работника, в размере 156 940 руб. 76 коп. и расходов по уплате госпошлины в сумме 4 338 руб. 82 коп, исходя из того, что свои обязательства по ученическому договору ПАО "Аэрофлот" исполнило в полном объеме, что подтверждается имеющимися в деле приказами, платежными документами и иными доказательствами, однако ответчик в нарушение принятых на себя по ученическому договору обязательств не отработал в ПАО "Аэрофлот" пять лет, уволился по собственному желанию и затраты на переобучение пропорционально фактически не отработанному времени работодателю не возместил. При этом суд учел, что доказательства уважительности причин неисполнения условий ученического договора ответчик в суд не представил. Суд указал, что взысканию подлежат расходы на теоретическую, наземную и аэродромную подготовку пропорционально неотработанному времени исходя из расчета 271 891, 68 руб. / 1 826 дней х 1 054 дня = 156 940 руб. 76 коп.
Отказывая истцу во взыскании с Мансурова А.Х. расходов на ввод в строй в рейсовых условиях в размере 1 865 436, 81 руб, суд исходил из того, что конкретная сумма этих расходов работодателя в договоре не определена, при этом ответчик на этапе ввода в строй в рейсовых условиях осуществлял полеты в рейсовых условиях с пассажирами на борту, оплатившими перелет.
Согласно статье 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью второй названной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Исходя из представленных в дело доказательств и установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что требования истца о взыскании расходов по вводу в строй в рейсовых условиях подлежат частичному удовлетворению.
В расчет фактических расходов на ввод Мансурова А.Х. в строй в рейсовых условиях ПАО "Аэрофлот" включено (л.д. 2 т. 2): фонд оплаты труда инструкторов, отчисления во внебюджетные фонды, расходы административно-управленческого персонала (АУП) по Департаменту производства полетов, административно-управленческие расходы по ПАО "Аэрофлот", расходы на бортовое питание, рентабильность.
Согласно п. 5.84 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей и:
а) предусматривает средства наземной и летной подготовки, а также преподавателей и инструкторов соответствующей квалификации;
б) состоит из наземной и летной подготовки на типе (типах) воздушных судов, на котором работают члены летного экипажа.
В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о выплатах, осуществленных истцом Гафиатуллову Р.А, Караказову Д.В, Родину В.Ю, Федорову Д.А. по инструкторскому сопровождению ввода в строй Мансурова А.Х. в рейсовых условиях (л.д. 14-32 т. 2, л.д. 192 т. 3).
По мнению судебной коллегии, выплатами, которые связаны с обучением Мансурова А.Х, являются индивидуальная надбавка за наставничество Гафиатуллову Р.А. в августе 2018 года и доплата за ввод в строй в октябре 2018 года, Караказову Д.В. в сентябре - доплата за выполнение инструкторской функции, Родину В.Ю. в августе - доплата за выполнение инструкторской функции, в октябре - доплата за выполнение инструкторской функции, Федорову Д.А. в сентябре - доплата за выполнение инструкторской функции.
Истцом также представлены сведения количества времени налета часов (л.д. 44-59 т. 2). При этом судебная коллегия полагает для расчета затрат на выплаты по инструкторскому сопровождению исходить не из продолжительности всего рабочего времени, а налета (взлет/посадка).
Так, налет Мансурова А.Х. с Гафиатулловым Р.А. в августе составил 22, 28 ч, стоимость выплаты за час инструкторского сопровождения - 45, 68 руб, расходы на оплату труда - 1 128, 28 руб, расходы по отчислениям в фонды - 406 руб. = 1 128, 28 руб. х 36%, всего - 1 534, 46 руб.; в октябре налет составил 22, 52 руб, стоимость часа - 864, 13 руб. = 77 961, 6 руб. / 90, 22 ч, расходы на оплату труда - 19 460, 21 руб. = 22, 52 руб. х 864, 13 руб, расходы по отчислениям в фонды - 7 005, 67 руб. = 19 460, 21 руб. х 36%, всего - 26 465, 89 руб.
Налет Мансурова А.Х. с Караказовым Д.В. в сентябре составил 5, 98 ч, стоимость выплаты за час инструкторского сопровождения - 2 500 руб, расходы на оплату труда - 14 958, 33 руб, расходы по отчислениям в фонды - 5 385 руб. = 14 958, 33 руб. х 36%, всего - 20 343, 33 руб.
Налет Мансурова А.Х. с Родиным В.Ю. в августе составил 3, 47 ч, стоимость выплаты за час инструкторского сопровождения - 1 881, 75 руб, расходы на оплату труда - 6 523, 4 руб, расходы по отчислениям в фонды - 2 348, 42 руб, всего - 8 871, 82 руб.; в октябре - 4, 93 ч, стоимость выплаты за час инструкторского сопровождения - 1 861, 86 руб, расходы на оплату труда - 9 185, 18 руб, всего - 12 491, 84 руб.
Налет Мансурова А.Х. с Федоровым Д.А. в сентябре составил 4, 73 ч, стоимость выплаты за час инструкторского сопровождения - 2 152, 93 руб, расходы на оплату труда и по отчислениям в фонды - 13 859, 13 руб.
Всего затраты истца на выплаты по инструкторскому сопровождению с отчислением во внебюджетные фонды составили 83 566, 47 руб.
Взысканию подлежит сумма пропорционально неотработанному времени в размере 48 236, 07 руб. = 83 566, 47 руб./1826х1054.
Следовательно, решение суда подлежит изменению, с Мансурова А.Х. в пользу ПАО "Аэрофлот" подлежат взысканию денежные средства, в счет возмещения расходов на обучение в размере 205 174, 51 руб. (156 940, 76 руб. + 48 233, 75 руб.)
Иные включенные истцом расходы являются общепроизводственными расходами, которые от ввода в строй ответчика не зависят и к его обучению напрямую не относятся и, соответственно, не подлежат возмещению применительно к положениям ст. 249 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 5 252 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 18 августа 2022 года изменить, взыскать с Мансурова... в пользу публичного акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" денежные средства в счет возмещения расходов на обучение в размере 205 174, 51 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 252 руб.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.