Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 октября 2007 г. N А56-50464/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 марта 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С, судей Бухарцева С.Н. и Мунтян Л.Б.,
при участии от Астраханской таможни Лебедева А.Г. (доверенность от 05 12 2006 N 01-03-66/17095), Кожухова А.В. (доверенность от 21.09.2007 N 01-03-42/16623) Логиновой А.А. (доверенность от 24.01.2007 N 01-03-42/959),
рассмотрев 26.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2007 (судья Королева Т.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2007 (судьи Борисова Г.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-50464/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Навигаторъ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Астраханской таможни (далее - Таможня) от 31.10.2006 N 10311000/03-04-34/53 о классификации в соответствии с позициями 8901 20 900 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД) нефтеналивного судна (танкер) "Владимир" и требования от 09.11.2006 N 603 об уплате 26 574 180 руб. 75 коп. таможенных платежей и 5 716 470 руб.57 коп. пеней.
Решением суда первой инстанции от 06.03.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2007, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - статей 11, 35, 39, 361 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Основных правил интерпретации ТН ВЭД. По мнению подателя жалобы, нефтеналивное судно (танкер) "Владимир" относится к судам смешанного (река - море) вида плавания (код ТН ВЭД 8901 20 900 0) и не может быть классифицировано по коду 8901 20 100 0 ТН ВЭД, относящемуся только к морским судам, поэтому оспариваемые ненормативные акты Таможни являются законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в июне 2004 года Общество подало в Таможню грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) N 10311020/280604/0002896 с целью оформления временного ввоза на территорию Российской Федерации транспортного средства. В графе 31 ГТД приведено описание транспортного средства: "морское нефтеналивное судно "Владимир", длина 136.85 м. валовая вместимость 4378 р.т., год постройки 2004". В графе 33 ГТД декларант указал код товара согласно ТН ВЭД - 8901 20 100 0 (танкеры морские). Судно 29.06.2004 выпущено таможенным органом в режиме временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей.
В решении о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 31.10.2006 N 10311000/03-04-34/53 Таможня присвоила судну иной код - 8901 20 900 0 (танкеры прочие).
На основании указанного решения Таможня направила Обществу требование от 09.11.2006 N 603 об уплате 26 574 180 руб. 75 коп. таможенных платежей и 5 716 470 руб. 57 коп. пеней за их неуплату.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 271 ТК РФ временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий:
1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;
2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;
3) если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;
4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.
Как указано в пункте 3 статьи 279 ТК РФ, помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271, статьей 274 и пунктом 1 статьи 276 ТК РФ, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной деклараций. В остальных случаях декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации для декларирования товаров (глава 14 ТК РФ).
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, а также если другие условия, предусмотренные подпунктами 1-4 пункта 1 статьи 271 ТК РФ, не соблюдаются, при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не переходит российскому лицу (пункт 2 статьи 271 ТК РФ).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 N 448 "Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов" указано, что морские суда валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТН ВЭД 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами на срок действия указанных договоров.
Согласно дополнительному примечанию 1 к группе 89 ТН ВЭД ("Суда, лодки и плавучие конструкции") в подсубпозиции 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0, 8902 00 120 0, 8902 00 180 0, 8903 91 100 0, 8903 92 100 0, 8904 00 910 0 и 8906 90 100 0 должны включаться плавучие средства, предназначенные только для морской эксплуатации и имеющие наибольшую длину корпуса (исключая выступающие части) не менее 12 м. Рыболовные и спасательные суда, предназначенные для морской эксплуатации, следует рассматривать как таковые независимо от их длины.
Таможня изменила классификационный код судна, сделав вывод, что оно не относится к морским судам, а является судном смешанного (река-море) плавания.
Вывод таможенного органа правильно признан судами первой и апелляционной инстанций необоснованным.
В соответствии со статьей 22 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации технический надзор за судами и их классификация осуществляются российскими органами технического надзора и классификации судов.
Согласно Положению о классификации судов и морских стационарных платформ, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2003 N 160 (далее - Положение), классификация морских судов осуществляется федеральным государственным учреждением "Российский морской регистр судоходства". Как указано в пункте 7.2 Положения, присваиваемый Российским морским регистром судоходства класс судна состоит из основного символа, дополнительных знаков и словесных характеристик, определяющих конструкцию и назначение судна. Для самоходных судов основным символом является знак КМ* (пункт 7.3 Положения).
Классификация судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в соответствии с Положением "О классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания", утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2002 N 136, осуществляется федеральным государственным учреждением "Российский речной регистр". При этом согласно пункту 7.4 этого Положения основными символами в формуле класса судов смешанного (река-море) плавания являются буквенные сочетания "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП", определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.
Согласно письму Балтийского филиала Российского морского регистра судоходства от 11.04.2006 N 120-019-фр-6/1590 т/х "Владимир" "находится на учете Российского морского регистра судоходства и имеет класс с символом: КМ*ЛУ 1 ПСП A3 нефтеналивное (ОПР)". Судно классифицируется как морское и предназначено для эксплуатации в море с возможностью захода в реки.
При этом возможность морских судов определенных классов осуществлять заходы в речные порты и переходы по внутренним водным путям из одного морского бассейна в другой не свидетельствует о том, что эти суда не предназначены только для морской эксплуатации. Определенные маневренные характеристики такого судна не исключают его главного функционального назначения, которое и имеет классификационное значение применительно к приведенным положениям ТН ВЭД.
Таким образом, выводы судов обеих инстанций о том, что ввезенное Обществом судно относится к морским судам, классифицируемым в товарной подсубпозиции 8901 20 100 0 ТН ВЭД, является обоснованным, в связи с чем оспариваемые ненормативные акты Таможни правомерно признаны судами недействительными.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2007 по делу N А56-50464/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Астраханской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2007 г. N А56-50464/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника