Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 сентября 2007 г. N А56-13962/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кравченко Т.В., Старченковой В.В.,
при участии от Российского открытого акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" Коршуковой С.А. (доверенность от 10.01.2006), от Министерства финансов Российской Федерации Кондратенко М.И. (доверенность от 06.06.2005),
рассмотрев 18.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российского открытого акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2007 (судья Дашковская С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2007 по делу N А56-13962/2006 (судьи Серикова И.А., Желтянников В.И., Тимухина И.А.)
установил:
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Российскому открытому акционерному обществу "Высокоскоростные магистрали" (далее - Общество) о взыскании в доход федерального бюджета 13 584 739, 85 доллара США основного долга и 6 177 668, 69 доллара США штрафных процентов на основании долгового обязательства от 21.10.1997 N 242-1-4-28.
В качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в дела привлечен Банк внешнеэкономической деятельности СССР (далее - Внешэкономбанк).
До рассмотрения спора по существу истец увеличил размер исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и просил взыскать 8 547 110, 36 доллара США штрафных процентов вследствие увеличения периода просрочки уплаты основного долга.
Решением суда от 12.03.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2007, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, Общество ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, просит отменить решение и постановление, в удовлетворении иска отказать.
Податель жалобы указывает, что апелляционная инстанция приняла судебный акт о правах лица, не привлеченного к участию в деле, Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (далее - Банк), осуществив процессуальное правопреемство в виде замены Внешэкономбанка на его правопреемника - Банк без надлежащих доказательств состоявшейся реорганизации.
Кроме того, Общество оспаривает полномочия представителя Минфина Кондратенко М.И., действующего на основании доверенности от 06.06.2005 N 146/150000, выданной ему в порядке передоверия председателем Внешэкономбанка Дмитриевым В.А. Податель жалобы также обращает внимание на то, что направленные в его адрес и в арбитражный суд и копии искового заявления и ходатайства об увеличении размера исковых требований подписаны разными представителями, а также на то, что суды необоснованно оставили без внимания доводы ответчика о незаключенности договора по его безденежности в соответствии со статьей 812 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По мнению Общества, суд первой инстанции возвратил материальный носитель аудиозаписи судебного заседания от 20.02.2007 и отклонил замечания на протокол в нарушение пункта 6 статьи 155 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель Минфина просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представитель Банка, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, федеральными целевыми программами "Сохранение и развитие исторического центра города Санкт-Петербурга" и "Модернизация транспортной системы России", утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 16.05.1996 N 585 и от 05.12.2001 N 948 соответственно, предусмотрено создание в России первой отечественной высокоскоростной магистрали "Санкт-Петербург - Москва", а в Санкт-Петербурге - транспортно-коммерческого центра (далее - ТКЦ) в районе существующего Московского вокзала.
Распоряжением Правительства РФ от 27.06.1996 N 1016-р признано целесообразным привлечение в 1997 году под гарантии Правительства РФ инвестиционного кредита Великобритании на сумму 200 000 000 долларов США для финансирования закупок Обществом оборудования и материалов для реконструкции действующего и строительства в Санкт-Петербурге нового ТКЦ и для оплаты соответствующих услуг. В соответствии с пунктом 2 указанного распоряжения авансовые платежи, погашение основного долга, уплата процентов и комиссий по привлекаемому кредиту осуществляются Обществом на условиях, определенных соответствующим кредитным соглашением.
Во исполнение названного распоряжения Правительства РФ Общество (заказчик) заключило с иностранными фирмами контрактное соглашение от 14.05.1997 на строительство ТКЦ, которое принято к финансированию Внешэкономбанком.
Между Банком внешней экономической деятельности СССР (Заемщик), Export Credits Guarantee Department ("ECGD") и консорциумом банков Indosuez Finance (UK) Limited и Schweizerischer Bank Verein (Deutschland) AG 14.10.1997 было подписано Кредитное соглашение, по которому финансировалось 85% стоимости заключенного контракта на поставку оборудования между РАО "Высокоскоростные магистрали" и фирмой "Taylor Woodrow International Limited и фирмой Construction Company Limited.
Между Обществом и указанными фирмами 11.09.1997 заключен контракт на строительство ТКЦ в Санкт-Петербурге и соглашение о внесении изменений в контракт.
Общество подписало долговое обязательство от 21.10.1997 N 242-1-4-28, предметом которого является задолженность Общества по уплате Правительству РФ сумм, выплаченных или подлежащих выплате за счет федерального бюджета (или иных источников, находящихся в распоряжении Правительства РФ) в пользу кредитора по кредитному соглашению от 14.10.1997, в той части, в которой платежи кредитору производятся в связи с предоставлением последним средств для оплаты контракта от 11.09.1997 в объеме 85 % полной стоимости контракта, что составляет 200 000 000 долларов США.
Согласно пункту 3 распоряжения Правительства РФ от 27.06.1996 N 1016-р Правительство РФ приняло предложение правительства Санкт-Петербурга о заключении с Минфином соглашения о контргарантиях возврата кредита за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Между Санкт-Петербургом, представленным администрацией Санкт-Петербурга в лице губернатора Санкт-Петербурга (поручитель), Минфином (кредитор) и Внешэкономбанком (агент) 21.10.1997 заключен договор поручительства N 242, по условиям которого поручитель обязался безотзывно и безусловно отвечать в полном объеме за счет средств бюджета Санкт-Петербурга перед кредитором солидарно с Обществом за исполнение последним своих обязательств по долговому обязательству.
В целях взыскания с Общества средств федерального бюджета, израсходованных на исполнение государственных гарантий по его обязательствам, а также прекращения иных обязательств Общества перед федеральным бюджетом, в том числе по возврату инвестиционного кредита, Правительство РФ приняло постановление от 29.12.2001 N 912 "О передаче в федеральную собственность незавершенного строительством транспортно-коммерческого центра в городе Санкт-Петербурге".
Минфином, Министерством имущественных отношений Российской Федерации и Обществом 30.09.2002 заключен договор N 01-01-06/07-1110, предметом которого является передача последним в федеральную собственность незавершенного строительством ТКЦ в счет погашения своей задолженности перед федеральным бюджетом, образовавшейся в результате исполнения государственных гарантий по обязательствам Общества, а также прекращения иных его обязательств перед федеральным бюджетом в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 912.
В соответствии с пунктом 2.1.5 договора от 30.09.2002 Общество обязалось погашать в порядке и на условиях, установленных долговым обязательством от 21.10.1997, задолженность перед федеральным бюджетом по уплате основной суммы долга в размере 33 673 368,56 доллара США.
Решением арбитражного суда по делу N А56-40703/03 в иске Минфина к правительству Санкт-Петербурга отказано. Договор поручительства признан ничтожной сделкой. Иск в сумме 20 089 375, 31 доллара США основного долга и 482 986, 79 доллара США штрафных процентов удовлетворен за счет Общества.
Минфин, погасив остаток задолженности по кредитному соглашению от 14.10.1997, в свою очередь, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, правомерно исходил из следующего.
Займ, определенный в кредитном соглашении от 14.10.1997 в размере 200 млн. долларов США, реально предоставлен займодавцу в сумме 69 568 528, 35 доллара США.
С учетом частичного погашения Обществом долга по долговому обязательству в виде передачи в федеральную собственность объекта незавершенного строительства на сумму 33 673 368, 56 доллара США и взыскания арбитражным судом задолженности в сумме 20 089 375, 31 доллара США, процентов и комиссии Банка, остаток задолженности составил 13 584 739, 85 доллара США.
Как установил суд, указанная сумма перечислена кредиторам (британским банкам), что подтверждается распоряжениями на перевод от 24.10.2003 и 23.04.2004 подлинники которых обозревались судом.
Поскольку Общество нарушило обязательства по перечислению платежей, установленные пунктом 2.3 статьи долгового обязательства от 21.10.1997 на сумму просроченной задолженности истцом начислены проценты, определенные кредитным соглашением (ставка 7,3 % в год).
Проверив правильность расчета процентов, суд признал обоснованным, требование об их взыскании.
Руководствуясь статьями 309, 310 ГК РФ, положениями долгового обязательства и кредитного соглашения, суд правомерно взыскал с Общества основной долг в сумме 13 584 739, 85 доллара США и штрафные проценты в сумме 8 547 110, 36 доллара США.
Кассационная инстанция, не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2007 по делу N А56-13962/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российского открытого акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. N А56-13962/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника