Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 октября 2007 г. N А13-4845/2006-29
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 августа 2007 г.
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Кравченко Т.В., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северная железная дорога Леготкина Д.А. (доверенность от 10.08.2007),
рассмотрев 09.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.02.2007 по делу N А13-4845/2006-29 (судья Шадрина А.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северная железная дорога (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 4 099 291 руб. 50 коп. расходов, которые возникли в результате предоставления с 01.07.2003 по 31.12.2003 и с 01.10.2004 по 31.12.2004 льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте на межобластных маршрутах в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее -Закон N 181-ФЗ) и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ).
Решением от 12.02.2007 с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 3 590 464 руб. 47 коп. В остальной части иска отказано. ОАО "РЖД" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 28 024 руб. 88 коп.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение в части взыскания денежных средств с Российской Федерации, вынести новый судебный акт, которым отказать в иске. Минфин РФ считает, что выполнил свои обязательства, так как и в 2003 году, и в 2004 году из федерального бюджета Вологодской области выделялись средства на финансирование льгот. По мнению подателя жалобы, по состоянию на 28.02.2007 в бюджете Вологодской области остались неиспользованные денежные средства в размере 7 442 156, 18 руб.
Податель жалобы считает, что истец не подтвердил сумму заявленных к возмещению расходов, поскольку талоны, выданные органами социальной защиты, на основании которых приобретались билеты на льготных условиях копии проездных документов, а также другие доказательства в материалах дела отсутствуют.
В дополнении к кассационной жалобе Минфин ссылается, что главным распорядителем и получателем денежных средств, направленных на финансирование здравоохранения и социального развития, является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, которое к участию в деле не привлечено.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество предоставляло отдельным категориям гражданам льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте, в результате чего у него возникли расходы, невозмещение которых в полном объеме послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что расходы истца подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации.
Кассационная коллегия, изучив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта, пришла к следующим выводам.
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 30 Закона N 181-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям - инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка - инвалида.
Статьей 4 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
Источник финансирования указанных льгот Законом N 181-ФЗ не определен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Этот Порядок действовал и в 2003, 2004 годах (постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80). В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии со статьями 14, 15 Закона N 5-ФЗ о ветеранах в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, инвалидам войны 1, 2, 3 групп, лицам, сопровождающим инвалида войны 1 группы, и участникам Великой Отечественной войны установлены льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте.
Расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов возмеещаютюя за счет средств федерального бюджета (подпункт "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 10 Закона N 5-ФЗ).
Порядок возмещения транспортным организациям этих расходов утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, утвержденными (далее - Правила). Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и 14.02.2004 N 80 действие Правил продлено на 2003, 2004 годы.
В соответствии с пунктами 6, 7 Правил органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации распределяют и на договорной основе перечисляют выделенные Минфином РФ средства транспортным организациям, непосредственно осуществившим перевозку ветеранов, по предъявлении указанными организациями соответствующих платежных документов, подтверждающих факт перевозки и понесенные расходы. Оплата производится в пределах выделенных на указанные цели органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средств по мере их поступления.
Суд, проанализировав названные нормы, пришел к правильному выводу о возмещении расходов организации, предоставившей соответствующие льготы, за счет средств бюджета Российской Федерации.
Однако при принятии решения суд не исследовал вопрос о том, предусматривались ли Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" Вологодской области средства на реализацию названных льгот и если предусматривались, то в каком размере они поступили и как распределены.
Суд кассационной инстанции считает недостаточно обоснованным вывод суда о доказанности требований Общества по размеру.
В соответствии с частью первой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение факта предоставления льгот в рассматриваемый период Общество представило реестр, составленный с помощью автоматизированной системы учета "Экспресс" (далее - АСУ "Экспресс").
Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа, и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила перевозок) продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью АСУ "Экспресс".
Пунктом 24 Правил перевозок установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц отрывных талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты) и прилагаемых к отчету билетного кассира.
Других доказательств, кроме реестра АСУ "Экспресс" в подтверждение размера заявленных расходов Общество не представило. Вместе с тем именно на данное обстоятельство ссылается податель кассационной жалобы.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное, вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Кассационная коллегия обращает внимание суда, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. Таким образом, при новом рассмотрении дела следует распределить судебные расходы с учетом требований статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.02.2007 по делу N А13-4845/2006-29 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2007 г. N А13-4845/2006-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника