Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 октября 2007 г. N А05-19959/2005-23
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2006 г.
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от Департамента финансов Мурманской области Косцова О.П. (доверенность от 02.05.2007),
рассмотрев 23.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северодвинского муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2007 по делу N А05-19959/2005-23 (судьи Елагина O.K., Журавлев А.В., Митрофанов О.В.), установил:
Северодвинское муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Управлению социальной защиты населения администрации муниципального образования "Северодвинск", Управлению финансов администрации муниципального образования "Северодвинск", Департаменту финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент) о взыскании 6293501 руб. 44 коп. расходов, связанных с предоставлением в период с 01.01.2005 по 30.09.2005 отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на основании постановлений мэра муниципального образования "Северодвинск" от 01.02.2005 N 11 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" (далее - Постановление N 11), от 11.04.2005 N 40 "О введении социального комплексного месячного проездного билета для проезда отдельных категорий граждан на городских и пригородных автобусных маршрутах общего пользования" (далее - Постановление N 40) и от 25.07.2005 N 80 "Об установлении стоимости социальных проездных билетов для проезда отдельных категорий граждан на городских и пригородных автобусных маршрутах общего пользования" (далее - Постановление N 80).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен индивидуальный предприниматель Селин Вадим Леонидович.
Определением суда от 11.01.2006 Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Северодвинск" заменено на администрацию муниципального образования "Северодвинск" (далее - Администрация).
Решением от 13.02.2006 с Администрации в пользу Предприятия взыскано 5037496 руб. 44 коп. расходов. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2006 решение суда от 13.02.2006 отменено, дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в качестве ответчика к участию в деле привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.08.2006 в пользу Предприятия взыскано: с Администрации - 131270 руб. 44 коп., с Архангельской области в лице Департамента за счет средств ее казны - 4906226 руб. расходов. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2006 постановление от 18.08.2006 отменено в связи с тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и к участию в деле не привлечено муниципальное образование "Северодвинск". Дело передано на новое рассмотрение в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Определением от 05.12.2006 к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование "Северодвинск" в лице Финансового управления.
В судебном заседании истец уточнил, что в сумму иска входят расходы в связи с осуществлением перевозки льготных категорий граждан по социальным проездным билетам в период с мая по сентябрь 2005 года.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2006 решение от 13.02.2006 отменено, с муниципального образования "Северодвинск" в пользу Предприятия взыскано 5037496 руб. 44 коп. В остальной части иска и в иске к другим ответчикам отказано. Истцу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 42 967 руб. 51 коп.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.04.2007 постановление Четырнадцатого арбитражного суда от 26.12.2006 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, поскольку не проверена обоснованность заявленных требований по размеру с учетом уточнения иска истцом.
Определением Четырнадцатого арбитражного суда от 15.05.2007 апелляционная жалоба Администрации принята к производству. Поскольку постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2006 решение от 13.02.2006 отменено, дело рассматривается по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2007 с муниципального образования "Северодвинск" за счет казны муниципального образования "Северодвинск" в пользу Предприятия взыскано 4 432 606 руб. 44 коп. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано. С муниципального образования "Северодвинск" за счет казны муниципального образования "Северодвинск" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 33 663 руб.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы считает, что суд; ссылаясь на постановление мэра от N 11, установившим льготы с 01.02.2005, неправомерно удовлетворил требования частично, отказав во взыскании расходов за январь 2005 года, поскольку в соответствии с заключенным между Администрацией и Предприятием договором от 01.03.2005 N 2005-03/055-э о предоставлении льгот, стороны распространили его действие с 01.01.2005.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федерального казначейства по Архангельской области просит рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя и оставить постановление апелляционной инстанции от 16.07.2007 без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2005 по 30.09.2005 Предприятие осуществляло перевозку льготных категорий граждан транспортом общего пользования по городским, пригородным и междугородним маршрутам по социальным проездным билетам, в результате чего понесло убытки.
Факт оказания услуг льготным категориям граждан подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: договором от 01.03.2005 N 2005-03/055-э, счетами-фактурами, отчетами о реализации социальных проездных билетов.
Проверив законность обжалуемого постановления в порядке статьи 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) ряду категорий граждан отменено право бесплатного проезда в транспорте общего пользования.
Этим же Законом субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обязаны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом Архангельской области от 10.11.2004 N 262-33-О3 "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки льготных категорий граждан, относящиеся к расходным обязательствам Архангельской области. Среди этих мер предусмотрена ежемесячная денежная выплата; льготный проезд граждан на общественном транспорте не установлен.
Таким образом, Архангельская область названным выше Законом не приняла на себя расходных обязательств по компенсации льготного проезда граждан в общественном транспорте.
Рассмотрев ход реализации на территории муниципального образования "Северодвинск" Закона N 122-ФЗ, а также приняв во внимание обращения жителей муниципального образования с жалобами на несвоевременность выплат и недостаточность средств, предусмотренных мерами социальной поддержки, мэр муниципального образования "Северодвинск" принял Постановление N 11 об установлении дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, установив стоимость социального проездного билета и обязав Предприятие осуществлять продажу этих билетов с февраля 2005 года.
Постановлениями мэра муниципального образования "Северодвинск" N 40 и N 80 изменялась стоимость этих билетов, с учетом опыта организации перевозок пассажиров по социальным проездным билетам и для обеспечения мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Предприятие и Администрация 01.03.2005 заключили договор N 5002-03/055-э, в соответствии с которым Предприятие обязалось осуществлять перевозку в автобусах городских и пригородных маршрутов общего пользования отдельных категорий пассажиров по социальным проездным билетам, а Администрация - компенсировать убытки, связанные с указанной перевозкой, согласно сводной бюджетной росписи областного бюджета. При этом Администрация обязалась перечислять денежные средства ежеквартально при условии их поступления в местный бюджет.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2005 N 80-р утверждено распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных статьей 43 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано направить полученные дотации на осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в I квартале 2005 года из федерального бюджета бюджету Архангельской области подлежало выделению 16354,2 тыс. руб. целевых средств, из расчета 50 руб. в месяц на каждого гражданина, оказание мер социальной поддержки которому относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением главы администрации Архангельской области от 23.03.2005 N 54 (далее - Постановление N 54) утвержден порядок распределения дотаций бюджетам муниципальных образований на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории Архангельской области для отдельных категорий граждан и предоставления транспортных услуг.
Этим же постановлением распределены дотации в сумме 16354,2 тыс. руб., выделенные из федерального бюджета в I квартале 2005 года, в том числе муниципальному образованию "Северодвинск" выделено 2223800 руб. Впоследствии, во II и III кварталах 2005 года бюджет субъекта выделял бюджету муниципального образования "Северодвинск" за счет федеральных дотаций 2256300 руб. и 2321700 руб. дотаций соответственно.
Материалами дела подтверждается, что данные денежные средства перечислены бюджету муниципального образования "Северодвинск" и распределены в соответствии с соглашениями, заключенными администрацией Архангельской области и муниципальным образованием "Северодвинск", от 24.03.2005, 14.05.2005 и 23.06.2005.
Таким образом, Постановление N 54 не возлагает на Архангельскую область расходных обязательств по компенсации предприятиям расходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда в общественном транспорте. Данный нормативный акт лишь устанавливает порядок распределения полученных из федерального бюджета дотаций на обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан.
Поскольку Архангельская область какими-либо нормативными актами не принимала на себя обязательства по предоставлению гражданам льготного проезда в общественном транспорте и полностью выполнила обязательства по перечислению муниципальному бюджету поступившей из федерального бюджета дотации на обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, убытки Предприятия взысканию с нее не подлежат.
Как отмечалось выше, дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования "Северодвинск", в виде предоставления социального проездного билета, установлены Постановлениями N 11, N 40 и N 80, принятыми мэром муниципального образования "Северодвинск".
Следовательно, понесенные в связи с этим расходы Предприятия должны быть возмещены за счет средств бюджета муниципального образования "Северодвинск".
Поскольку муниципальным образованием "Северодвинск" в полном размере (6801800 руб.) перечислена Предприятию поступившая из бюджета субъекта федеральная дотация на обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, однако этих денежных средств оказалось недостаточно, то суд пришел к правильному выводу, что убытки Предприятия подлежат взысканию с казны муниципального образования "Северодвинск".
Так как льготы установлены постановлениями мэра муниципального образования "Сверодвинск" N 11, N 40 и N 80 с 01.02.2007, то суд пришел к правильному выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, исключив из размера иска сумму, полученную от Администрации, которая неправомерно направлена на погашение расходов за январь 2005 года.
Доводы подателя жалобы были предметом тщательного рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При вынесении обжалуемого постановления суд апелляционной инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2007 по делу N А05-19959/2005-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северодвинского муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 октября 2007 г. N А05-19959/2005-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника