Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 ноября 2007 г. N А56-40306/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 января 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 августа 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 октября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Мунтян Л.Б., Троицкой Н.В.,
при участии от муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный (физкультурный) центр" директора Кувшинской Л.И. (выписка из приказа от 21.09.1987 N 39),
рассмотрев 30.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный (физкультурный) центр" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2007 по делу N А56-40306/2006 (судья Загараева Л.П.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный (физкультурный) центр" (далее - Учреждение) 25 729 руб. 77 коп. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Решением суда от 15.01.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение статей 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить решение арбитражного суда, производство по делу прекратить. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что Фонд пропустил срок обращения в суд с заявлением о взыскании спорной недоимки.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит решение от 15.01.2007 оставить в силе, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. В отзыве на кассационную жалобу от 22.10.2007 N 09/12352 Фонд просил рассмотреть кассационную жалобу Учреждения в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд установил, что Учреждение несвоевременно уплачивало страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2003 - 2005 годы, и начислил Учреждению пени за период с 01.01.2005 по 24.05.2006 в сумме 25 729 руб. 77 коп.
Неисполнение Учреждением выставленного ему требования от 24.05.2006 N 655 об уплате начисленных пеней в срок до 09.06.2006 послужило Фонду основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением. По мнению Фонда, в силу положений статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с учетом того, что ответчик является бюджетным учреждением, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, общая сумма которых меньше пятидесяти тысяч рублей, должны быть взысканы в судебном порядке.
Суд удовлетворил заявление Фонда.
Кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 4 статьи 29 и части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ налоговый орган, осуществляющий контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязан передать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Таким образом, внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Названный Закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания с них указанной задолженности.
Такой вывод согласуется с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.05.2007 N 31.
В данном случае из материалов дела следует, что Учреждение имеет задолженность по уплате пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации, размер которой не превышает пятидесяти тысяч рублей.
Поскольку Законом N 167-ФЗ установлен внесудебный порядок взыскания такой задолженности, а следовательно, спор не подведомствен арбитражному суду, решение от 15.01.2007 подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
В связи с прекращением производства по делу и на основании пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждению надлежит возвратить из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной им при подаче кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 6 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2007 по делу N А56-40306/2006 отменить.
Производство по делу прекратить.
Возвратить муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный (физкультурный) центр" из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2007 г. N А56-40306/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника