Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 ноября 2007 г. N А56-22414/2003
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2007 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 июня 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Кирейковой Г.Г., Кирилловой И.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Бокситогорский водоканал" Петухова С.В. (доверенность от 09.01.2007), от муниципального образования Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области Комиссарова Р.Ю. (доверенность от 09.01.2007), от муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Гусевой Э.А. (доверенность от 09.01.2007),
рассмотрев 01.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 по делу N А56-22414/2003 (судьи Медведева И.Г., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бокситогорский водоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Расчетно-эксплуатационный коммунальный центр" (далее - Предприятие) о взыскании 3 081 673 руб. 25 коп. задолженности за оказанные в январе 2003 года услуги по обеспечению получателей (потребителей) муниципального образования "Бокситогорский район" теплоснабжением, горячим и холодным водоснабжением и канализацией на основании договоров от 04.01.2003 N 13 и 14.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области (далее - Администрация).
До принятия решения суд привлек Администрацию к участию в деле в качестве соответчика.
Решением от 15.10.2003 с муниципального образования "Бокситогорский район" в пользу Общества взыскано 3 081 673 руб. 25 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2004 решение суда изменено. В иске к Предприятию отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2004 постановление апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Выдан исполнительный лист N 305654.
Межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области обратился в суд с заявлением об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах Комитета финансов Администрации и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации.
Определением от 12.07.2005 суд обратил взыскание на денежные средства, находящиеся на счете 40204 "средства местных бюджетов" Комитета финансов Администрации по решениям Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2003 по делу N А56-22414/2003 (исполнительный лист N 305654 от 17.06.2004), от 21.06.2004 по делу N А56-44972/2003 (исполнительный лист N 314014 от 17.08.2004), от 30.08.2004 по делу N А56-20991/2004 (исполнительный лист N 307701 от 09.11.2004), от 03.06.2004 по делу N А56-8029/2004 (исполнительный лист N 309282 от 20.07.2004). В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2005 определение от 12.07.2005 отменено. Вопрос направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 09.12.2005 производство по делу приостановлено до окончания реорганизации муниципального образования "Бокситогорский район".
От Общества поступило 13.09.2006 в арбитражный суд заявление о замене Администрации на солидарных должников: администрацию Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее - Поселение) и администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее - Район) и выдаче новых исполнительных листов по одному на каждого должника, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующих бюджетов.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области составлен акт от 22.06.2006 о невозможности взыскания по сводному исполнительному производству N 911/05/04 в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и вынесено постановление от 22.06.2006 об окончании исполнительного производства.
Определением от 05.10.2006 суд возобновил производство по делу.
Определением от 22.02.2007 (судья Виноградова Л.В.) суд произвел замену должника по настоящему делу - муниципального образования "Бокситогорский район" - на Поселение. Суд также определил выдать новый исполнительный лит взамен выданного ранее.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 определение от 22.02.2007 отменено, принят новый судебный акт: произведена замена муниципального образования "Бокситогорский район" на солидарных должников: Поселение и Район.
В кассационной жалобе администрация Района просит отменить постановление и передать дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суд после возобновления производства по настоящему делу должен был рассмотреть заявление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущество, находящееся у третьих лиц.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Федерального закона от 05.10.2003 N 131-ФЗ" следует читать "Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ"
Администрация Района ссылается на неправильное применение судом пункта 10 статьи 85 Федерального закона от 05.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Податель жалобы также считает, что к спорным правоотношениям пункт 3 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению.
В отзыве на кассационную жалобу Поселение просит отменить определение от 22.01.2007 и постановление от 08.06.2007, поскольку считает, что не является правопреемником муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области.
В судебном заседании представитель Района поддержал доводы жалобы.
Представитель Поселения поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Представитель Общества просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В соответствий со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в соответствии с Законом N 131-ФЗ и на основании постановления главы администрации муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области от 28.10.2003 N 473 осуществлена реорганизация Администрации в форме разделения на администрации иных муниципальных образований, в том числе на администрации Поселения и Района (том 2, листы 8, 9).
В соответствии со статьей 85 Закона N 131-ФЗ на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность до 01.03.2005 установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом поселения (городского или сельского), муниципального района, городского округа.
Законом Ленинградской области от 26.10.2004 N 78-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Бокситогорский муниципальный район и муниципальных образований в его составе" Бокситогорское муниципальное образование наделено статусом муниципального района (Бокситогорский муниципальный район) с административным центром в г. Бокситогорске, установлены его границы, установлены границы входящих в его состав муниципальных образований, которые наделены статусом городских и сельских поселений, при этом Поселение наделено статусом городского поселения.
Кроме того, названным законом признан утратившим силу Закон Ленинградской области от 22.12.1997 N 60-оз "Об установлении границ муниципального образования "Бокситогорский район".
Устав Района утвержден решением Совета депутатов Района от 01.12.2005 N 13 и зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу 16.12.2005 за государственным регистрационным N RU475010002005001. В соответствии с пунктом 2 статьи 46 устава после его вступления в силу устав муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области признается утратившим силу. В силу статьи 50 устава Район является правопреемником по всем правам и обязанностям муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области в соответствии с передаточным (разделительным) актом.
Устав Поселения утвержден решением Совета депутатов Поселения от 01.12.2005 N 14 и зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу 16.12.2005 за государственным регистрационным N RU475011012005001.
Согласно части 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего закона.
Частью 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ также установлено, что имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом, который утверждается законом субъекта Российской Федерации. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 31.12.2004 N 903 утвердило Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2 Правил разграничение обязательств осуществляется между органами местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющих полномочия по решению вопросов местного значения в периоды, установленные частями 3, 4 и 5 статьи 84 Закона N 131-ФЗ, и органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в части решения вопросов местного значения, входящих в компетенцию муниципальных образований в соответствии со статьями 14-16 Закона N 131-ФЗ.
Согласно пункту 3 Правил разграничение обязательств оформляется органами местного самоуправления, выступающими от имени муниципальных образований, путем составления передаточного (разделительного) акта.
В силу пункта 4 Правил основаниями для разграничения обязательств являются вступление в силу закона субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образуемого муниципального образования в связи с изменением границы, преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования в соответствии со статьями 12 и 13 Закона N 131-ФЗ, а также наличие муниципального долга и (или) кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений. Наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день, установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Закона N 131-ФЗ, статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Закона N 131-ФЗ не является основанием для разграничения долговых обязательств между муниципальным районом и расположенными в его границах поселениями.
Суд апелляционной инстанции не учел вышеперечисленные нормативные правовые акты и пришел к неправильному выводу о солидарной ответственности Района и Поселения. Вывод суда первой инстанции о том, что правопреемником является Поселение, также не соответствует закону.
В силу Закона N 131-ФЗ надлежащим правопреемником муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области как второго ответчика по настоящему делу является Район. В связи с этим 3 081 673 руб. 25 коп. задолженности подлежат взысканию с Района в пользу Общества.
Довод кассационной жалобы о том, что суд после возобновления производства по делу должен был рассмотреть заявление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на' имущество, находящееся у третьих лиц, не имеет отношения к предмету кассационного обжалования. Суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность судебных актов, принятых по настоящему делу, касающихся вопроса о правопреемстве второго ответчика. Кроме того, в материалах дела имеется акт судебного пристава-исполнителя от 22.06.2006 о невозможности взыскания по сводному исполнительному производству N 911/05/04 в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ и постановление от 22.06.2006 об окончании исполнительного производства (том 2, лист 22, 22 оборот).
Поскольку решением суда от 15.10.2003 задолженность в пользу Общества взыскана не с Администрации, а с публично-правового образования, то правопреемником муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области является соответствующее муниципальное образование, а не орган местного самоуправления.
С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционной инстанции в части отмены определения от 22.02.2007 подлежит оставлению без изменения. В остальной части судебный акт следует отменить и на основании пункта 2 части 1 статьи 287 и статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести процессуальное правопреемство муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области на Район.
Руководствуясь статьями 48, 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 по делу N А56-22414/2003 в части отмены определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2007 по тому же делу оставить без изменения.
В остальной части постановление апелляционной инстанции отменить.
Произвести процессуальное правопреемство, заменив муниципальное образование "Бокситогорский район" Ленинградской области на муниципальное образование Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
И.И. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2007 г. N А56-22414/2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника