Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 ноября 2007 г. N А05-1924/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 июня 2008 г.
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 сентября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Мунтян Л.Б., Троицкой Н.В.,
при участии от государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Лешуконском районе Архангельской области Букур И.В. (доверенность от 12.10.2007),
рассмотрев 20.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Лешуконском районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.05.2007 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 (судьи Виноградова Т.В., Богатырева В.А., Потеева А.В.) по делу N А05-1924/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тайбола" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Лешуконском районе Архангельской области (далее - Фонд) от 09.02.2007 N 164.
Решением суда от 10.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.07.2007 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты, в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы указывает, что взыскиваемая по спорному решению недоимка определена им как разница между начисленными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 года, уплаченными страховыми взносами за отчетный период и взысканными по решению суда. Фонд считает, что в данном случае у него отсутствовали основания для направления Обществу уточненного требования в порядке статьи 71 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд направил Обществу требование от 13.12.2006 N 164 на общую сумму 51 720 руб. 33 коп., в котором предложил в срок до 03.01.2007 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 года и пени. Сумма требования включает: 41 419 руб. 05 коп. недоимки по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии; 2 069 руб. недоимки по страховым взносам, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также начисленные по каждой части страховых взносов пени в размере 7 689 руб. 24 коп. и 543 руб. 04 коп. соответственно.
Неисполнение в установленный срок требования послужило Фонду основанием для принятия решения от 09.02.2007 N 164 о взыскании с Общества 49 505 руб. 76 коп., из них 41 419 руб. 05 коп. недоимки по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии; 2 069 руб. недоимки по страховым взносам, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также начисленные пени в размере 5 649 руб. 71 коп. и 368 руб. соответственно.
Общество обжаловало решение Фонда от 09.02.2007 N 164 в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление Общества, признав незаконным оспариваемое решение Фонда как соответствующее статьям 46, 69, 71 НК РФ и пункту 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Кассационная инстанция считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 6 и пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ Общество, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок и сроки уплаты страховых взносов предусмотрены статьями 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Согласно статье 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Таким образом, каждый последующий отчетный период включает в себя нарастающим итогом предыдущий отчетный период, что соответствует части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
На основании изложенного территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации может обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по окончании как отчетных, так и расчетного периодов в зависимости от времени выставления соответствующего требования об уплате этой недоимки.
В силу статьи 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 167-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
В пункте 4 статьи 25 Закона N 167-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Пунктом 3 статьи 25 того же закона определено, что в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает установленные пределы, то взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Согласно пункту 2 этой статьи в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
Пунктом 5 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ определено, что в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды удовлетворили заявление Общества, ссылаясь на то, что решение Фонда от 09.02.2007 N 164 является незаконным как несоответствующее пункту 2 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ, статьям 46, 69, 71 НК РФ.
Кассационная инстанция не может согласиться с данным выводом судов.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение Фонда вынесено на основании требования от 18.12.2006 N 164. Данное требование направлено об уплате недоимки по страховым взносам за 9 месяцев 2006 года и пеней.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ранее Фонд направлял в адрес Общества требования об уплате недоимок и соответствующих пеней за предыдущие отчетные периоды: требование от 14.07.2006 N 83 об уплате недоимки по страховым взносам за I квартал 2006 и пеней, начисленных на эту недоимку за период с 05.05.2006 по 14.07.2006, а также требование от 05.10.2006 N 124 об уплате недоимки за II квартал 2006 и пеней, начисленных за период с 07.08.2006 по 05.10.2006 (листы дела 46, 50, 51).
Поскольку требования об уплате недоимок по страховым взносам и соответствующих пеней за предыдущие отчетные периоды 2006 года Фонд уже направлял в адрес Общества, недоимка по страховым взносам за квартал 2006 и соответствующие пени Обществом были уплачены на момент выставления спорного требования, Фонд, направляя Обществу 18.12.2006 требование N 154 об уплате недоимки за отчетный период - 9 месяцев и соответствующих пеней, правомерно включил в него только задолженность по страховым взносам, образовавшуюся за три последних месяца отчетного периода. В требовании от 18.12.2006 N 164 Обществу предложено уплатить 41 419 руб. 05 коп. недоимки по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии, и 2 069 руб. недоимки по страховым взносам, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Эти данные соответствуют сведениям, указанным Обществом в расчете авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 года. У Фонда не было оснований указывать в спорном требовании иные сведения о размере недоимки по страховым взносам за 9 месяцев 2006 года по состоянию на 18.12.2006. При таких обстоятельствах, вывод судов о том, что в спорном требовании неправильно указан период образования задолженности по страховым взносам и указанная в требовании сумма задолженности не соответствует действительной обязанности Общества по уплате страховых взносов за 9 месяцев 2006 года по состоянию на 18.12.2006 противоречит материалам дела.
В спорном требовании содержатся сведения о размере недоимки по страховым взносам, начисленной на момент направления требования, сроке исполнения требования, данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам и ссылки на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить взнос.
Поскольку размер недоимки по страховым взносам за 9 месяцев 2006, указанный в требовании от 18.12.2006 N 164 подтверждается материалами дела, заявителем не оспаривается, то указанное требование в части предложения уплатить 41 419 руб. 05 коп. недоимки по страховой части трудовой пенсии и 2 069 руб. - по накопительной части трудовой пенсии за 9 месяцев 2006 года соответствует положениям статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ, а также статье 69 НК РФ, является законным и обоснованным. Суммы недоимок по страховым взносам, указанные в требовании от 18.12.2006 N 164 взысканы с Общества в том же размере решением Фонда от 09.02.2007 N 164. Доказательства уплаты Обществом спорной недоимки на момент вынесения указанного решения в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим решение Фонда от 09.02.2007 N 164 в части взыскания недоимки по страховым взносам соответствует положениям статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ.
В силу статьи 71 НК РФ уточненное требование направляется налогоплательщику (плательщику страховых взносов) в случае, если обязанность налогоплательщика (плательщика страховых взносов) по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа. В данном случае обязанность по уплате страховых взносов не изменилась после направления Обществу требования от 18.12.2006 N 164. Сумма недоимки по страховым взносам, указанная в решение от 09.02.3007 соответствует сумме недоимки, указанной в требовании от 18.12.2006 N 164, а направление повторного требования в адрес плательщика страховых взносов действующее законодательство не предусматривает.
При таких обстоятельствах Фонд правомерно в соответствии со статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ принял решение от 09.02.2007 N 164 о взыскании с Общества 41 419 руб. 05 коп. недоимки по страховой части трудовой пенсии и 2 069 руб. - по накопительной части трудовой пенсии за 9 месяцев 2006 года. У судов отсутствовали основания, предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания недействительным указанного решения Фонда в части взыскания недоимки по страховым взносам. Решение суда от 10.05.2007 и постановление апелляционной инстанции от 26.07.2007 в части признания незаконным решения Фонда от 09.02.2007 N 164 в части взыскания недоимки по страховым взносам следует отменить, а в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Тайбола" о признании недействительным решения Фонда от 09.02.2007 N 164 в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - отказать.
Признавая незаконным решение Фонда от 09.02.2007 N 164 в части взыскания с Общества пеней, суды правомерно исходили из того, что Фонд необоснованно увеличил период взыскания пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов за 9 месяцев 2006 года до 09.02.2007, а также включил в расчет пеней дни фактической частичной уплаты страховых взносов. Из материалов дела видно, что период с 01.12.2006 по 09.02.2007 Фондом не включался в расчет пеней, положенный в основу спорного требования (листы дела 30, 39, 40).
Кроме того, представленный Фондом расчет пеней в нарушение положений статьи 24 Закона N 167-ФЗ составлен помесячно за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей (листы дела 39, 40), в то время как пени подлежат уплате в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов по итогам отчетных или расчетного периода. В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ срок уплаты страховых взносов по итогам отчетного периода - 9 месяцев оканчивается 04.11.2006. Следовательно, Фонд должен был начислять пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 9 месяцев 2006 года, начиная с 05.11.2006. У Фонда не имелось оснований начислять пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 9 месяцев 2006 года в период с 01.01.2006 по 04.11.2006.
Между тем, из материалов дела следует и Обществом не оспаривается, что недоимка по страховым взносам за 9 месяцев 2006 года своевременно уплачена не была (лист дела 41). При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты в части удовлетворения заявления Общества о признании незаконным решения Фонда от 09.02.2007 N 164 о взыскании с Общества пеней являются недостаточно обоснованными, подлежат отмене, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить имелась ли у Общества задолженность по пеням за спорный период при наличии недоимки по страховым взносам за 9 месяцев 2006 года, обязать Фонд произвести расчет пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов за 9 месяцев 2006 года с учетом положений статьи 24 Закона N 167-ФЗ, обязать стороны произвести сверку расчетов по пеням; с учетом обстоятельств, установленных при новом рассмотрении принять законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.05.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 по делу N А05-1924/2007 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Тайбола" о признании недействительным решения государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Лешуконском районе Архангельской области от 09.02.2007 N 164 в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование отказать.
В остальной части дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2007 г. N А05-1924/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника