Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 ноября 2007 г. N А13-978/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 21.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северстрой-сервис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.05.2007 (судья Шадрина А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 (судьи Потеева А.В., Маганова Т.В., Мурахина Н.В.) по делу N А13-978/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северстрой-сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Вологодской области (далее - Управление Росрегистрации) в государственной регистрации права собственности заявителя на производственное здание, расположенное по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Ирдоматский сельский совет, район деревни Ирдоматка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ирдоматское сельское поселение и администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области.
Решением от 15.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.07.2007, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить названные судебные акты и передать дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росрегистрации просит оставить решение от 15.05.2007 и постановление от 23.07.2007 без изменения, а. жалобу Общества - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. От Управления Росрегистрации и Общества поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей. В связи с этим жалоба рассмотрена по правилам статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от 17.06.2005 N 537 Виноградову Сергею Владимировичу и Виноградовой Марине Леонидовне, собственникам объекта производственного назначения - здания котельной общей площадью 345,4 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Ирдоматский сельский совет, район деревни Ирдоматка, животноводческий комплекс, предоставлен в аренду земельный участок площадью 6804 кв.м с кадастровым номером 35:22:03:02028:0012 для эксплуатации и реконструкции названного объекта. На основании данного постановления 23.06.2005 с собственниками здания заключен договор аренды земельного участка под указанные цели на 11 месяцев.
Общество (покупатель) и Виноградов С.В. и Виноградова М.Л. (продавцы) подписали 07.04.2005 договор купли-продажи названного здания. Государственная регистрация перехода права собственности на здание к Обществу осуществлена 03.08.2005 (свидетельство о государственной регистрации права серии СК N 002757).
После покупки объекта Общество произвело комплекс работ по перепрофилированию существующего здания котельной под цех по производству полиэтилена ПЭВД 108, 153: возвело пристройку к зданию котельной, увеличило площадь здания до 1052,5 кв.м, выполнило капитальный ремонт кровли с перспективой использования чердака в качестве мансардного этажа. Таким образом, Общество осуществило реконструкцию здания, под которой в силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В сентябре 2006 года Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на реконструированный объект общей площадью 1052,5 кв.м, приложив к заявлению среди прочих следующие документы: заключенный с администрацией Ирдоматского сельского поселения в лице главы поселения договор от 14.04.2006 аренды земельного участка площадью 6804 кв.м с кадастровым номером 35:22:03:02028:0012 по указанному выше адресу, акт от 14.04.2006 приема-передачи земельного участка; постановление главы поселения от 14.04.2006 N 30, на основании которого был заключен названный договор; план земельного участка; разрешение на строительство от 05.05.2006 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.08.2006 N 1, выданные главой администрации упомянутого сельского поселения; технический паспорт на объект недвижимости.
В связи с необходимостью получения дополнительных документов, подтверждающих полномочия главы Ирдоматского сельского поселения на заключение договоров аренды земельных участков и выдачу разрешений на строительство и реконструкцию, на ввод объектов капитального строительства, Управление Росрегистрации направило запросы в юридическое управление администрации Череповецкого муниципального района и в отдел архитектуры и градостроительства администрации Череповецкого муниципального района с целью уточнения данных по производственному зданию. Решением от 12.10.2006 регистрационные действия по заявлению Общества были приостановлены на один месяц.
По результатам рассмотрения полученной на запрос информации решением 10.11.2006 Управление Росрегистрации отказало в государственной регистрации, указав на отсутствие у главы Ирдоматского сельского поселения полномочий на предоставление земельного участка Обществу в аренду и выдачу разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Считая отказ Управления Росрегистрации неправомерным, Общество в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций посчитали правомерными основания, по которым Управление Росрегистрации отказало в регистрации права собственности Общества на реконструированный объект.
В соответствии со статьями 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исчерпывающий перечень оснований к отказу в государственной регистрации приведен в статье 20 Закона о регистрации. Согласно пункту 1 указанной статьи к таким основаниям относится несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, отсутствие у лица, выдавшего правоустанавливающий документ, полномочий распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав.
Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания (статья 25 Закона о регистрации).
Документы, представляемые на государственную регистрацию права на создаваемый объект недвижимого имущества, должны соответствовать общим требованиям, предусмотренным в статье 18 Закона о регистрации, и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Как следует из градостроительного законодательства Российской Федерации, строительство или реконструкция любого здания, строения, сооружения или иного объекта недвижимости должны производиться при наличии разрешения собственника земельного участка на строительство объекта или реконструкцию находящегося на участке объекта строительства с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Основанием для отказа в государственной регистрации права явилось установление Управлением Росрегистрации отсутствия у главы Ирдоматского сельского поселения полномочий на предоставление земельного участка Обществу в аренду и полномочий на выдачу разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что у Ирдоматского сельского поселения в лице его органов отсутствовали полномочия на заключение с Обществом договора от 14.04.2006 аренды земельного участка под названным зданием в силу положений статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Таким правом в силу названных норм наделено муниципальное образование Череповецкий район Вологодской области. Поскольку заявитель не представил в регистрирующий орган документов, подтверждающих, что названное муниципальное образование в лице уполномоченных органов предоставило земельный участок под указанным зданием для реконструкции, Управление Росрегистрации правомерно отказало в государственной регистрации права на основании статьи 20 Закона о регистрации.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.
В силу статьи 15 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Суд кассационной инстанции считает неправильным вывод судов обеих инстанций о том, что у Ирдоматского сельского поселения не было полномочий на выдачу разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, поскольку это поселение по соглашению от 05.12.2005 с администрацией Череповецкого муниципального района передало последней осуществление своих полномочий в сфере градостроительной деятельности, в том числе выдачу разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, сроком на год с 01.01.2006 в соответствии с переходными положениями Закона N 131-ФЗ. Передача полномочий по выдаче разрешений на строительство одним муниципальным образованием другому не лишает муниципальное образование, наделенное в силу закона такими полномочиями, осуществлять их самому.
Поскольку данный вывод не повлиял на правомерность принятых судебных актов ввиду законности отказа в государственной регистрации из-за непредставления Обществом в Управление Росрегистрации надлежащих правоустанавливающих документов на земельный участок под реконструированным объектом, решение от 15.05.2007 и постановление от 23.07.2007 следует оставить в силе, а в удовлетворении кассационной жалобы - отказать.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.05.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 по делу N А13-978/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северстрой-сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Т.И. Сапоткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2007 г. N А13-978/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника