Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 декабря 2007 г. N А56-12206/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от товарищества собственников жилья "Дольщик" Кириллова Д.А. (доверенность от 19.11.07), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области Семенченко С.А., (доверенность от 26.02.07),
рассмотрев 05.12.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.07 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.07 ( судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-12206/2007,
установил:
Товарищество собственников жилья "Дольщик" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (далее - инспекция) от 30.03.07 N 13/61.
Решением суда первой инстанции от 19.06.07 заявление товарищества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.07 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать товариществу в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что некоммерческие организации, в том числе товарищества собственников жилья, являются плательщиками налогов и при осуществлении операций, признаваемых объектом налогообложения, исчисляют налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость (далее - НДС) на общих основаниях, однако в 2004, 2005 годах заявитель не исчислял и не уплачивал указанные налоги, а также не представлял декларации по НДС за указанные налоговые периоды.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель товарищества просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку товарищества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.04 по 30.06.06, в том числе правильность исчисления и уплаты налога на прибыль и НДС. В ходе проверки исчисления и уплаты налога на прибыль налоговый орган признал неправомерным невключение в состав доходов, подлежащих налогообложению за 2004, 2005 годы, средств, поступивших от членов товарищества в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, а также установил, что товарищество не учитывало для целей налогообложения расходы, отвечающие требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Данный вывод основан на том, что указанные средства не являются целевыми поступлениями в смысле пункта 2 статьи 251 НК РФ и не могут быть признаны безвозмездно полученными, а, следовательно, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
На этом же основании инспекция признала неправомерной и неуплату НДС с указанных платежей со ссылкой на то, что товарищество является плательщиком НДС и оказывает подлежащие налогообложению услуги по техническому обслуживанию, капитальному и текущему ремонту, санитарному содержанию и управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых взносов своих членов.
По результатам налоговой проверки инспекция приняла решение от 30.03.07 N 13/61 о привлечении товарищества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС и неуплату налога на прибыль и НДС за 2004, 2005 годы, в виде взыскания 124 190 руб. и 15 179 руб. соответственно, предложив налогоплательщику уплатить 75 894 руб. налога на прибыль и НДС, а также 25 176 руб. пени.
Товарищество обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд.
Признавая недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно Федеральному закону от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" и статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Статьей 137 ЖК РФ предусмотрено право товарищества заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в этом доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; определять смету доходов и расходов на год и на основе принятой сметы устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.
Вместе с тем статьями 153-154 ЖК РФ на членов товарищества возложена обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в этом доме. При этом в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество вправе в силу пунктов 3 - 4 статьи 137 ЖК РФ потребовать в судебном порядке возмещения убытков, взыскания обязательных платежей и взносов.
Таким образом, обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, используемые товариществом на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.
Однако такие целевые поступления от собственников жилых помещений, использованные созданным ими товариществом по назначению в соответствии с принятой им сметой, в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
Не являются эти платежи и объектом обложения НДС. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. В данном случае товарищество, созданное для управления комплексом недвижимого имущества и обеспечения эксплуатации этого комплекса, лишь заключает в интересах собственников помещений в многоквартирном доме договоры на содержание и ремонт общего имущества в этом доме, об оказании коммунальных услуг и прочие договоры, а также устанавливает в соответствии с принятой им сметой доходов и расходов на год размеры обязательных платежей и взносов для каждого собственника помещения в соответствии с его долей в праве общей собственности на имущество в многоквартирном доме, что по определению статьи 39 НК РФ не относится к операциям по реализации товаров (работ, услуг).
В связи с этим товарищество не должно представлять налоговых деклараций по НДС и исчислять сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирного дома.
Такой вывод согласуется с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.10.07 N 57.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для начисления товариществу к уплате налога на прибыль, НДС за 2004, 2005 годы и соответствующей суммы пени, а также для привлечения его к ответственности, установленной статьями 119 и 122 НК РФ для налогоплательщиков за непредставление налоговой декларации и неуплату (неполную уплату) налога.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.07 по делу N А56-12206/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2007 г. N А56-12206/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника