Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 декабря 2007 г. N А26-1104/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Асмыковича А.В.,
при участии от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Карелия Кириллова С.В. (доверенность от 25.05.07 N 10-10/10366),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.05.07 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.07 (судьи Протас Н.И., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А26-1104/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная рыбопромышленная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Карелия (далее налоговая инспекция) от 29.12.06 N 79 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 17.05.07, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе, налоговая инспекция, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения налогового законодательства Обществом за период с 01.01.03 по 31.10.06, о чем составлен акт от 08.12.06 N 81. По результатам проверки вынесено решение от 29.12.06 N 79 о привлечении Общества к ответственности и за совершение нарушений предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 28 488 руб., также Обществу было предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 249 863 руб. и пени в сумме 75 678, 26 руб.
В ходе проверки налоговой инспекцией сделан вывод о неправомерном применении Обществом вычетов по налогу на добавленную стоимость в 2004 году по товарам, приобретенным и поставленным на учет в 2001 и 2002 годах, поскольку право на применение налоговых вычетов Общество имело в момент принятия оборудования на счет "вложения во внеоборотные активы", то есть в 2001 и в 2002 годах.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество на основании договора N 152/10 от 31.05.01 приобрело оборудование средств связи у ООО "Амикс А". Для оплаты оборудования обществу был выставлен счет-фактура N 87 от 31.05.2001. Оплата произведена платежными поручениями N 52 от 14.06.01 и N 48 от 3l.05.01.
На основании договора N 11126.Н2-3 от 26.11.01 Общество приобрело у ООО "САФ-ЛАБ" оборудование. Продавцом в адрес Общества был выставлен счет-фактура N 191233 от 04.02.02. Оплата оборудования произведена платежным поручением N 155 от 29.11.01.
Приобретенное оборудование Обществом после оплаты принято на учет и отражено на счете 08 "вложения во внеоборотные активы". Монтаж указанного оборудования не производился, и оно не было введено в эксплуатацию. Оборудование не было отнесено на счет 01 "основные средства".
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, начисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 названной нормы Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Особенности применения налоговых вычетов по приобретенным основным средствам предусмотрены абзацем третьим пункта 1 статьи 172 НК РФ. В соответствии с указанным абзацем вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
В соответствии с инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Министерства финансов России от 31.10.2000 года N 94н, сформированная начальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, учитывается на счете 01 "Основные средства".
Согласно пункту 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов России от 30.03.01 года N 26н (зарегистрирован в Министерстве юстиции России 28.04.01 года, регистрационный N 2689), единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которому присваивается соответствующий инвентарный номер.
Таким образом, при принятии основного средства к бухгалтерскому учету налогоплательщик отражает его на счете 01 "Основные средства" как самостоятельный инвентарный объект.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 05.04.05 N 03-1-03/530@" следует читать "от 05.04.05 N 03-1-03/530/8@"
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункта 3 статьи 111 Налогового кодекса" следует читать "подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса"
Общество, не предъявляя данные вычеты по налогу на добавленную стоимость в 2001 и 2002 годах, руководствовалось разъяснениями, данными Министерством финансов РФ в письме от 26.03.01 N 004-03-11/55 в котором поясняется, что с 1 января 2001 года налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении оборудования, требующего монтажа, принимается в вычету (зачету) после принятия на учет объекта завершенного капитального строительства и отражения стоимости этого объекта на счете 01 "основные средства", и Управлением МНС по г. Москве в письме от 20.12.02 N 24-11/62592. Аналогичные разъяснения давались Министерством финансов РФ в письме от 03.05.05 N 03-04-11/94 и Федеральной налоговой службой РФ в письме от 05.04.05 N 03-1-03/530@. Следовательно, указанное обстоятельство в силу пункта 3 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации исключает вину налогоплательщика.
При таких условиях Общество было вправе предъявить налоговые вычеты в 2004 году.
Кроме того, необходимо учитывать, что, если, по мнению налогового органа, Общество должно было предъявить вышеуказанные вычеты по налогу на добавленную стоимость в 2001 и в 2002 годах, но оно этого не сделало, следовательно, в указанные периоды у Общества имелась переплата по налогу на добавленную стоимость.
При такой ситуации факт предъявления вычета в декларации за 2004 год вместо деклараций за 2001-2002 годы не повлек недоплаты налога, следовательно, у налоговой инспекции не было оснований как для начисления налога и пени, так и для привлечения Общества к налоговой ответственности.
При таких обстоятельствах судебные акты являются законными и обоснованными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение арбитражного суда Республики Карелия от 17.05.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.07 по делу N А26-1104/2007 оставить без изменения а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
А.В. Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 декабря 2007 г. N А26-1104/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника