Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 ноября 2007 г. N А56-32724/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кирейковой Г.Г., Кустова А.А.,
при участии от администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Комиссарова Р.Ю. (доверенность от 09.01.2007), от администрации муниципального образования "Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области" Гусевой Э.А. (доверенность от 09.01.2007), от открытого акционерного общества "РУСАЛ Бокситогорск" Иванова Р.Г. (доверенность от 13.03.2007),
рассмотрев 22.11.2007 в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и открытого акционерного общества "РУСАЛ Бокситогорск" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2007 по делу N А56-32724/2006 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Желтянников В.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "РУСАЛ Бокситогорск" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области" (далее - Район) и администрации муниципального образования "Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области" (далее - Поселение) о взыскании 26 832 059 руб. 75 коп. задолженности солидарно.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Служба заказчика" (далее - Учреждение).
Решением от 01.02.2007 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2007 решение суда отменено. Долг взыскан с Района за счет его казны. В иске к Поселению отказано.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 05.10.2003 N 131-ФЗ"
следует читать "от 06.10.2003 N 131-ФЗ"
В кассационной жалобе администрация Района просит отменить постановление и передать дело на новое рассмотрение. Податель жалобы ссылается на неправильное применение судом пункта 10 статьи 85 Федерального закона от 05.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), на принятие решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле. Администрация Района также считает, что к спорным правоотношениям не подлежит применению пункт 3 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление, а решение суда первой инстанции оставить в силе, поскольку считает, что Поселение является правопреемником муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области наряду с Районом. При этом, по мнению Общества, передача имущества Учреждения от одного муниципального образования к другому не влияет на права собственника имущества Учреждения - муниципального образования "Бокситогорский район".
В судебном заседании представители подателей жалоб поддержали их доводы в полном объеме. Представитель Поселения считает постановление апелляционного суда законным и обоснованным.
Учреждение надлежаще уведомлено о времени и месте слушания кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2003 по делу N А56-6625/2003 с Учреждения в пользу правопредшественника Общества - открытого акционерного общества "Бокситогорский глинозем" взыскано 26 832 095 руб. 75 коп. задолженности по оплате услуг по теплоснабжению и водоотведению.
Исполнительное производство, возбужденное на основании выданного по делу N А56-6625/2003 исполнительного листа, прекращено постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2006 в связи с недостаточностью имущества ликвидируемого Учреждения для удовлетворения требований взыскателя Ссылаясь на то, что при недостаточности денежных средств Учреждения собственник его имущества несет субсидиарную ответственность по его обязательствам Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Иск о солидарном взыскании предъявлен к Району и Поселению по причине того, что имущество Учреждения является муниципальной собственностью Бокситогорского района, а в соответствии с требованиями Закона N 131-ФЗ и Закона Ленинградской области от 26.10.2004 N 78-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Бокситогорский муниципальный район и муниципальных образований в его составе" (далее - Закон N 78-оз) произошло преобразование муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области путем разделения на Район и Поселение, которые несут солидарную ответственность по его обязательствам, так как составленный передаточный (разделительный) акт не дает возможности определить правопреемника.
Из пункта 3.1 устава Учреждения следует, что его имущество является муниципальной собственностью Бокситогорского района. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Разрешая спор, суд первой инстанции удовлетворил иск Общества, применив пункт 3 статьи 60 ГК РФ.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для солидарного взыскания задолженности и принял новое решение о взыскании долга с Района.
Суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется по следующим основаниям.
Субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения по его обязательствам в случае недостаточности у учреждения денежных средств предусмотрена пунктом 2 статьи 120 ГК РФ.
В соответствии с Законом N 131-ФЗ и на основании постановления главы администрации муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области от 28.10.2003 N 473 осуществлена реорганизация администрации данного муниципального образования в форме разделения на администрации иных муниципальных образований, в том числе на администрации Поселения и Района.
В соответствии со статьей 85 Закона N 131-ФЗ на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность до 01.03.2005 установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом поселения (городского или сельского), муниципального района городского округа.
Законом N 78-оз Бокситогорское муниципальное образование наделено статусом муниципального района (Бокситогорский муниципальный район) с административным центром в городе Бокситогорске, установлены его границы, установлены границы входящих в его состав муниципальных образований, которые наделены статусом городских и сельских поселений, при этом Поселение наделено статусом городского поселения.
Кроме того, названным законом признан утратившим силу Закон Ленинградской области от 22.12.1997 N 60-оз "Об установлении границ муниципального образования "Бокситогорский район".
Устав Района утвержден решением Совета депутатов Района от 01.12.2005 N 13 и зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу 16.12.2005 за государственным регистрационным N RU475010002005001. В силу статьи 50 устава Район является правопреемником по всем правам и обязанностям муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области в соответствии с передаточным (разделительным) актом.
Устав Поселения утвержден решением Совета депутатов Поселения от 01.12.2005 N 14 и зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу 16.12.2005 за государственным регистрационным N RU475011012005001.
Согласно части 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего закона.
Частью 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ также установлено, что имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом, который утверждается законом субъекта Российской Федерации. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 31.12.2004 N 903 утвердило Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления (далее - Правила). В соответствии с пунктом 2 Правил разграничение обязательств осуществляется между органами местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющих полномочия по решению вопросов местного значения в периоды, установленные частями 3, 4 и 5 статьи 84 Закона N 131-ФЗ, и органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в части решения вопросов местного значения, входящих в компетенцию муниципальных образований в соответствии со статьями 14 - 16 Закона N 131-ФЗ.
Согласно пункту 3 Правил разграничение обязательств оформляется органами местного самоуправления, выступающими от имени муниципальных образований, путем составления передаточного (разделительного) акта.
В соответствии с пунктом 4 Правил основаниями для разграничения обязательств являются вступление в силу закона субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образуемого муниципального образования в связи с изменением границы, преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования в соответствии со статьями 12 и 13 Закона N 131-ФЗ, а также наличие муниципального долга и (или) кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений. Наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района являющегося муниципальным образованием на день, установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Закона N 131-ФЗ. статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Закона N 131-ФЗ не является основанием для разграничения долговых обязательств между муниципальным районом и расположенными в его границах поселениями.
Суд апелляционной инстанции учел положения указанных нормативных правовых актов и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для солидарной ответственности Района и Поселения.
В силу Закона N 131-ФЗ надлежащим правопреемником муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области как ответчика по настоящему делу является Район. В связи с этим долг правомерно взыскан с Района в пользу Общества.
С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2007 по делу N А56-32724/2006 оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и открытого акционерного общества "РУСАЛ Бокситогорск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2007 г. N А56-32724/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника