Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 декабря 2007 г. N А56-2673/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2007 г.
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2007 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
при участии от Министерства финансов Российской Федерации Малининой Ю.Б. (доверенность от 21.11.2007), от Комитета финансов правительства Санкт-Петербурга Карпина Д.М. (доверенность от 19.07.2007), от открытого акционерного общества "Ленэнерго" Семеновой М.С. (доверенность от 23.11.2007), от закрытого акционерного общества "Петроэлектросбыт" Горшковой Е.С. (доверенность от 21.11.2007), Семеновой М.С. (доверенность от 07.12.2007), Филипповой О.В. (доверенность от 21.11.2007), от Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга Ксензова А.Н. (доверенность от 16.02.2007),
рассмотрев 11.12.2007 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и открытого акционерного общества "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2007 (судья Маркин С.Ф.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 (судьи Полубехина Н.С., Барканова Я.В., Мельникова Н.А.) по делу N А56-2673/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Комитету финансов правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов) о взыскании 349 974 197 руб. 05 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением в 2002 и 2003 годах предусмотренных законом льгот по оплате электроэнергии, из них 344 601 285 руб. 70 коп. - солидарно за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ и казны Санкт-Петербурга в лице Комитета финансов, 2 012 411 руб. 91 коп. - за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, 3 360 499 руб. 44 коп. - за счет казны Санкт-Петербурга в лице Комитета финансов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет правительства Санкт-Петербурга (далее - Жилищный комитет), закрытое акционерное общество "Петроэлектросбыт" (далее - ЗАО "Петроэлектросбыт").
В дальнейшем ОАО "Ленэнерго" неоднократно заявляло ходатайства об уточнении исковых требований. Согласно последнему уточнению, принятому судом, истец просит взыскать за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ убытки в размере 347 053 675 руб. 35 коп.
Решением от 14.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.11.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2007 принятые по делу судебные акты отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом кассационной инстанции сделан вывод, что суды, выявив недостаточность средств, выделенных федеральным бюджетом для компенсации расходов по предоставлению льгот, пришли к правомерному выводу о том, что убытки, причиненные истцу, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Вместе с тем кассационная инстанция посчитала необоснованным включение в размер взыскиваемой суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением от 28.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.08.2007, исковые требования удовлетворены в размере 289 211 396 руб. 52 коп. (сумма НДС исключена) путем взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации, из которых:
- по льготам, предоставленным в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 19.08.1995 N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", убытки составляют 4 875 742 руб. 26 коп., в том числе за 2002 год -1 725 697 руб. 90 коп., за 2003 год - 3 150 044 руб. 36 коп.;
- по льготам, предоставленным в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 282 291 995-руб. 82 коп., в т.ч. за 2002 год - 96 269 695 руб. 05 коп., за 2003 год - 186 022 300 руб. 77 коп.;
- по льготам за 2002 год, предоставленным в соответствии Законом РФ от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" - 14 452 руб. 67 коп.;
- по льготам за 2002 год, предоставленным в соответствии Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" - 1 693 руб. 65 коп.,
- по льготам за 2002 год, предоставленным в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" - 350 502 руб. 20 коп.;
- по льготам за 2003 год, предоставленным в соответствии с Законом РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" - 1 677 009 руб. 92 коп.
В кассационной жалобе ОАО "Ленэнерго", считая, что судами нарушены нормы материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты в части отказа во взыскании суммы НДС и принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении его требований в полном объеме.
Минфин РФ в кассационной жалобе просит отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и противоречащими нормам материального законодательства.
В отзыве на кассационные жалобы Комитет финансов указал, что суды всесторонне, полно и объективно исследовали доказательства по делу, учли указания кассационной инстанции, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется. Согласно сведениям Комитета финансов задолженность федерального бюджета за 2001-2004 годы перед бюджетом Санкт-Петербурга в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг составляет 1 301,2 млн. руб.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ленэнерго" в 2002 и 2003 годах предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате электроэнергии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 19.08.1995 N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции отметил, что в связи с предоставлением предусмотренных названными нормативно-правовыми актами льгот ОАО "Ленэнерго" понесло расходы в сумме 347 053 675 руб. 85 коп. (включая НДС). Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов установлены судами и подтверждаются материалами дела.
При новом рассмотрении дела судом установлено, что данные сверок сумм предоставленных в каждом календарном месяце льгот оформлены актами сверки по суммам предоставленных льгот по оплате электроэнергии, указанные акты подписаны ЗАО "Петроэлектросбыт", действовавшим по поручению и з интересах ОАО "Ленэнерго" на основании агентского договора от 01.11.1997 N 34-7/006 и доверенности от 01.01.2005 N 227-05, Комитетом по труду и социальной защите населения правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским государственным учреждением "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий".
В соответствии с пунктом 3.34 Положения о Комитете по труду и социальной защите населения, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16.03.2004 N 399, в полномочия названного Комитета входит организация и контроль за работой по назначению и выплате государственных пособий, компенсаций и социальных выплат, предусмотренных законодательством. Таким образом, списочный состав льготных категорий граждан проверялся полномочными органами. Доказательств несоответствия оказанных услуг по объему и качеству заявленным ответчик не представил.
Кроме того, истцом в судебное заседание представлен акт сверки от 20.04.2007 задолженности по оплате предоставленных гражданам льгот в 2002-2003 годах, в котором произведен перерасчет и сумма убытков уменьшена на сумму НДС. В сверке принимал участие представитель третьего лица - ЗАО "Петроэлектросбыт". Ответчик - Минфин РФ - на сверку вызывался, от подписания акта представитель отказался ввиду отсутствия полномочий. Согласно акту общий размер задолженности казны Российской Федерации по возмещению расходов ОАО "Ленэнерго" по категориям льгот без учета НДС составляет 289 211 396 руб. 52 коп. На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что довод Минфина РФ об отсутствии проверки списочного состава льготных категорий граждан является несостоятельным.
Довод ОАО "Ленэнерго" о неправомерности исключения из взыскиваемой им суммы убытков суммы НДС кассационная инстанция находит не соответствующим действующему законодательству.
Пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации определяет объекты налогообложения по НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 названного Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Под фактической ценой реализации следует понимать льготную цену, фактически применяемую организациями-поставщиками при реализации товаров (работ, услуг) отдельным категориям граждан.
Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является. Следовательно, судами правомерно отказано в удовлетворении исковых требований в части взыскания денежной суммы, составляющей размер НДС.
Остальные доводы подателей жалобы были предметом тщательного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию непосредственно с публично-правового образования.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает возможным изменить резолютивную часть решения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 по делу N А56-2673/2006 изменить, изложив абзац первый резолютивной части решения в следующей редакции: "Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерное общества "Ленэнерго" 289 211 396 руб. 52 коп. расходов".
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2007 г. N А56-2673/2006
Текст постановления официально опубликован не был