Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2008 г. N А56-16466/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 августа 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Михайловской Е.А., Подвального И.О.,
при участии от Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" Савченко А.С. (доверенность от 09.01.08 N 1), от Администрации муниципального образования "Опольевское сельское поселение" Орлова И.В. (доверенность от 22.01.08 N 6),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2007 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 (судьи Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-16466/2007,
установил:
Администрация муниципального образования "Опольевское сельское поселение" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" (далее - Инспекция) от 22.05.2007 N 0411/01-13/07 о привлечении Администрации к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 14.08.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам, имеющим значение для дела, и на неправильное применение ими норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Администрации просил оставить судебные акты без изменения.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе осмотра территории МО ."Опольевское сельское поселение" 19.04.2007 Инспекцией зафиксировано, что при выезде из деревни Заполье, справа от дороги, в черте населенного пункта, у аншлага деревни Заполье обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Объем свалки - около 5 куб.м. Свалка размещена на частично заасфальтированном покрытии, а частично на грунте.
Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 10.05.2007 N 0411/01-13/07, в котором отражено обнаружение несанкционированной свалки твердых бытовых отходов. Кроме того, установлено, что в деревне Заполье не оборудованы места временного хранения твердых бытовых отходов (отсутствуют контейнеры), не определен порядок сбора, временного хранения и вывоза отходов от населения, не заключен договор с лицензированной организацией на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от населения деревни Заполье, что привело к образованию несанкционированной свалки в черте деревни.
Постановлением от 22.05.2007 N 0411/01-13/07 Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На Администрацию наложен штраф в размере 300 МРОТ, что составляет 30 000 рублей.
Основанием для наложения штрафа явилось то, что Администрация, на которую возложено управление по обращению с отходами на территории поселения, не обеспечила удаление бытовых отходов из мест их образования и транспортировку последних для их накопления в установленных (санкционированных) местах, что привело к несанкционированному сбросу и размещению отходов от населения на почву, в границах сельского поселения. Тем самым нарушены требования, установленные статьями 8 и 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также статьями 7, 10 и 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Администрация, посчитав постановление Инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства совершения административного правонарушения устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 8 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В Уставе Муниципального образования "Опольевское сельское поселение" также закреплено, что к вопросам местного значения относится, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д. 40).
Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции Администрации.
Таким образом, кассационная инстанция считает правильным вывод суда апелляционной инстанции, что необеспечение Администрацией удаления бытовых отходов из мест их образования и транспортировку последних для их накопления в установленных (санкционированных) местах, не является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне нормы материального и процессуального права не нарушены, кассационная инстанция не находит основапии для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 по делу N А56-16466/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
И.О.Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2008 г. N А56-16466/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника