Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 февраля 2008 г. N А42-2309/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Мурманский траловый флот 3" Лаврова М.В. (доверенность от 01.08.06 N 62), Соколова А.В. (доверенность от 01.10.06 N 27), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Караулова А.Б. (доверенность от 11.12.07 N 01-14-38-06), Елисеевой В.В. (доверенность от 09.06.07 N 4131),
рассмотрев 31.01.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.05.07 (судья Панфилова Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.07 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А42-2309/2006,
установил:
Закрытое акционерное общество "Мурманский траловый флот 3" (далее - Общество, ЗАО "МТФ 3") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Инспекция) от 28.03.06 N 8.
Решением суда первой инстанции от 08.05.07, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.09.07, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, в 2002 году Общество неправомерно воспользовалось льготой по налогу на прибыль, предусмотренной для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку оно не является таковым, а производимая им продукция не относится к продукции сельского хозяйства. Податель жалобы ссылается также на то, что Общество неправомерно распределяло "входной" налог на добавленную стоимость (далее - НДС) пропорционально стоимости товаров, реализованных на экспорт, в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), что привело к необоснованному возмещению из бюджета 50 336 руб. 24 коп. НДС.
В отзыве на кассационную жалобу и в дополнении к нему Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представители Общества - доводы отзыва.
Законность судебных актов в соответствии с требованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов, приведенных в кассационной жалобе.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.02 по 31.12.02.
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 28.03.06 N 8 о привлечении Общества к ответственности в виде взыскания штрафов за неполную уплату налога на прибыль, НДС, налога на пользователей автомобильных дорог, единого социального налога. Кроме того, Обществу предложено уплатить доначисленные суммы налогов и соответствующие пени.
ЗАО "МТФ 3" обжаловало решение Инспекции в судебном порядке.
Суды удовлетворили заявление Общества.
Кассационная коллегия, проверив доводы жалобы и исследовав материалы дела, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене в связи неправильным применением судами норм материального права.
В ходе проверки налоговый орган установил, что при исчислении налога на прибыль за 2002 год Общество необоснованно исключило из состава доходов 310 135 660 руб. выручки от реализации рыбопродукции и занизило на 224 712 512 руб. расходы в связи с неправомерным применением льготы по налогу на прибыль, предусмотренной для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию. По мнению налогового органа, ЗАО "МТФ 3" не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, а вылавливаемая рыба и производимая им рыбопродукция не относятся к продукции сельского хозяйства.
Суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным применение Обществом в 2002 году льготного режима налогообложения, исходя из положений пункта 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль) и статьи 2 Федерального закона от 06.08.01 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 110-ФЗ).
Между тем Федеральным законом N 110-ФЗ (в редакции, относящейся к проверяемому периоду) Закон о налоге на прибыль признан утратившим силу, за исключением установленных его статьями 1, 2, 6, 9, 10.1 порядка исчисления налоговой базы и порядка применения налоговых льгот, которые утрачивают силу следующим образом:
предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, данная льгота распространялась на организации, производящие, производящие и перерабатывающие собственную сельскохозяйственную продукцию, и эта льгота действовала до перевода таких предприятий (сельскохозяйственных товаропроизводителей-переработчиков) на специальный налоговый режим. Поэтому, если Общество могло быть переведено на специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, оно могло применять и льготу по налогу на прибыль.
Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 57-ФЗ) в статью 2 Федерального закона 110-ФЗ внесены дополнения следующего содержания: для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует в течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона N 57-ФЗ. При этом действие дополнения, внесенного Федеральным законом 57-ФЗ, распространено на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Принятие законодателем данного дополнения, улучшающего положение налогоплательщиков - рыболовецких артелей (колхозов), подтверждает тот факт, что действие льготы, предусмотренной пунктом 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль, для других организаций, осуществляющих вылов рыбы, не сохранено.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 31.12.01 N 198-ФЗ"
следует читать "от 29.12.01 N 187-ФЗ"
В соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" (в редакции Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ, действовавшей в проверяемый период) к сельскохозяйственным товаропроизводителям были отнесены организации, крестьянские (фермерские хозяйства) и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения в соответствии со статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации; далее - НК РФ) и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов.
Согласно статье 346.3 НК РФ объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом признавались сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании.
Следовательно, применение льготы по налогу на прибыль после введения в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации было ограничено Федеральным законом N 110-ФЗ и льгота распространена только на сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в статье 346.2 НК РФ, и рыболовецкие артели (колхозы).
Таким образом, деятельность Общества в 2002 году не подпадала под действие льготы, поскольку не отвечала требованиям главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а следовательно, Общество должно было уплачивать налог на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации в общем порядке.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что судебные акты в части признания недействительным решения Инспекции от 28.03.06 N 8 о доначислении Обществу налога на прибыль, начислении соответствующих сумм пеней и налоговых санкций в связи с неправомерным применением льготного режима налогообложения подлежат отмене как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Вместе с тем в заседании суда кассационной инстанции и в дополнении к отзыву Общество указало на то, что оспариваемым решением налоговый орган доначислил ему налог на прибыль за 2002 год в размере большем, чем заявленная льгота, и без учета прибыли, полученной от иных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами первой или апелляционной инстанций.
Поскольку при рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций не проверяли обоснованность расчета доначисленной Обществу по результатам проверки суммы налога на прибыль за 2002 год, дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует проверить правомерность расчета доначисленной Обществу суммы налога на прибыль за 2002 год и с учетом исследования всех имеющих значение для правильного решения спорного вопроса обстоятельств принять законное и обоснованное решение.
В оспариваемом решении и в кассационной жалобе налоговый орган ссылается на неправомерное возмещение Обществом из бюджета 50 336 руб. 24 коп. НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, поскольку, по мнению Инспекции, ЗАО "МТФ 3" не предусматривался раздельный учет сумм НДС по затратам, которые непосредственно относятся к операциям по реализации основных средств на экспорт и которые могут быть предъявлены к возмещению в соответствии со статьями 170 -172 НК РФ.
Суды удовлетворили требования заявителя по данному эпизоду, правомерно указав на то, что вывод налогового органа основан на неправильном толковании норм материального права.
Принятая Обществом методика распределения "входного" НДС соответствует приказу об учетной политике организации от 29.12.01 N 1-Н и не противоречит пункту 4 статьи 170 НК РФ, согласно которой суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Из материалов дела видно, что ЗАО "МТФ 3" распределяло "входной" НДС пропорционально стоимости товаров, отгруженных на экспорт, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Применяемая Обществом методика распределения "входного" НДС не противоречит нормам налогового законодательства, в связи с чем кассационная коллегия считает несостоятельными доводы жалобы о том, что в декларациях по ставке 0 процентов за апрель и июнь 2002 года заявитель неправомерно предъявил к возмещению суммы НДС по затратам, не имеющим отношения к операциям по реализации основных средств на экспорт.
Кроме того, на основании материалов дела судами установлено, что результатами камеральных проверок налоговых деклараций за спорные налоговые периоды по ставке 0 процентов подтверждается обоснованность заявленных ЗАО "МТФ 3" к возмещению сумм налога.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое решение налогового органа в этой части недействительным.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.05.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.07 по делу N А42-2309/2006 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области от 28.03.06 N 8 по эпизоду доначисления налога на прибыль, соответствующих пеней и налоговых санкций в связи с применением закрытым акционерным обществом "Мурманский траловый флот 3" льготного режима налогообложения.
В этой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.05.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.07 по делу N А42-2309/2006 оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
С.А. Ломакин |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2008 г. N А42-2309/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника