Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 февраля 2008 г. N А21-2165/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 12.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Марголиной Татьяны Марковны на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.07.2007 (судья Гелеверя Т.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 (судьи Масенкова И.В., Семиглазов В.А., Третьякова Н.О.) по делу N А21-2165/2007,
установил:
Индивидуальный предприниматель Марголина Татьяна Марковна обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Калининграде (далее - Фонд), выразившегося в незачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с августа 2004 года по июнь 2005 года в счет страховых взносов за период с февраля по декабрь 2006 года, и обязании произвести зачет, а также о признании недействительным решения Фонда от 12.04.2007 N 484 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Суд определением от 24.05.2007 привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (далее - Инспекция).
Решением суда от 30.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.10.2007, заявленные требования частично удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Фонда, выразившееся в непроведении зачета излишне уплаченных страховых взносов за период с августа 2004 года по июнь 2005 года в сумме 1 650 руб. в счет страховых взносов за период с февраля по декабрь 2006 года, и обязал устранить допущенное нарушение путем такого зачета. В удовлетворении остальной части заявления, а также в удовлетворении требований к Инспекции суд отказал.
В кассационной жалобе предприниматель Марголина Т.М., ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда от 30.07.2007 в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене решения Фонда от 12.04.2007 N 484 и отменить постановление суда апелляционной инстанции от 08.10.2007. По мнению подателя жалобы, в спорный период труд наемных работников ею не использовался, а срок представления индивидуальных сведений за себя самого для страхователей -индивидуальных предпринимателей действующим законодательством не установлен. Кроме того, суды не учли, что у Фонда имелись в отношении предпринимателя все необходимые сведения, в том числе предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии с требованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, приведенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Марголина Т.М. является индивидуальным предпринимателем, о чем 21.01.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись N 304390602100141.
Находясь в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, предприниматель Марголина Т.М. внесла 1 650 руб. страховых взносов за период с августа 2004 года по июнь 2005 года, а с III квартала 2005 года она прекратила уплачивать страховые взносы.
Полагая, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 182-0, она не должна платить страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, находясь в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, Марголина Т.М. обратилась в Фонд с заявлением от 19.09.2005 в котором просила вернуть излишне уплаченные страховые взносы за 5 месяцев 2004 года и 6 месяцев 2005 года в сумме 1 650 руб. на ее расчетный счет.
Фонд отказал предпринимателю в удовлетворении заявления, сославшись на то, что определение Конституционного суда вступило в законную силу с 12.05.2005 и она освобождается от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа с 12.05.2005 до достижения ребенком возраста полутора лет. Фонд указал, что у него нет полномочий на возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов (письмо от 03.11.2005).
Кроме того, Фонд провел проверку своевременности представления предпринимателем Марголиной Т.М. сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В ходе проверки Фонд установил, что необходимые сведения за 2006 год предприниматель не представила, в то время как их надлежало представить до 01.03.2007. Результаты проверки оформлены актом от 09.03.2007 N 247.
Фонд решением от 12.04.2007 N 484 привлек предпринимателя Марголину Т.М. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 10 процентов от суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (165 руб.) и направил требование от 12.04.2007 N 484, в котором предложил ей уплатить штраф в срок до 05.05.2007.
Не согласившись с отказом Фонда в проведении возврата (зачета), а также с решением о привлечении к ответственности, предприниматель Марголина Т.М. обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявление предпринимателя, суд признал незаконным бездействие Фонда, выразившееся в незачете излишне уплаченных страховых взносов за период с августа 2004 по июнь 2005 года в сумме 1 650 руб. в счет платежей за период с февраля по декабрь 2006 года, и обязал Фонд устранить допущенное нарушение путем производства такого зачета. В остальной части заявления суд отказал.
Суд апелляционной инстанции оставил решение арбитражного суда без изменения.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) к числу страхователей отнесены не только лица, выступающие в роли работодателей, но и индивидуальные предприниматели, производящие уплату страховых взносов за самих себя.
Одновременно в статье 7 Закона N 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Следовательно, предприниматели и при отсутствии у них работников обязаны представить сведения по персонифицированному учету в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В целях организации индивидуального (персонифицированного) учета лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Так, в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
Сведения о страховом стаже и страховых взносах, которые представляют о себе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, определены пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. В частности, к ним отнесены: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, в орган Пенсионного Фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховых взносах и страховом стаже. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения в том же порядке.
Из анализа статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует, что срок сдачи сведений персонифицированного учета установлен только для страхователей, уплачивающих страховые взносы за своих наемных работников. Срок для представления физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, указанных сведений настоящим Законом не установлен.
Согласно статье 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Во исполнение указанной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ (пункт 2 Инструкции).
Доводы подателя жалобы о том, что Правительство Российской Федерации, определив в Инструкции срок для представления физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений, перечисленных в пунктах 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, превысило полномочия, предусмотренные в статье 19 названного Закона, несостоятельны.
Статьей 115 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления.
В соответствии со статьей 8.1 Закона N 27-ФЗ, устанавливающей общие правила учета сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, установив в Инструкции срок представления сведений о страховом стаже и страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", а также статьей 19 Закона N 27-ФЗ.
Из содержания статьи 11 Закона N 27-ФЗ не следует, что в случае отсутствия у страхователя сумм страховых взносов подлежащих уплате, последний вправе не представлять в Фонд индивидуальные сведения, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4 пункта 5 указанной статьи.
Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о неправильном определении размера штрафа, подлежащего взысканию. В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ размер финансовой санкции составляет "10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации". В соответствии с данными Фонда предпринимателю Марголиной Т.М. в 2006 году надлежит уплатить 1 650 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Суды установили, что предприниматель не представила в установленный действующим законодательством срок сведения за 2006 год, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ, и правомерно признали законным и обоснованным оспариваемое решение Фонда.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.07.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 по делу N А21-2165/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Марголиной Татьяны Марковны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2008 г. N А21-2165/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника