Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 февраля 2008 г. N А56-38062/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 ноября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А., при участии от закрытого акционерного общества "Балтийское Финансовое Агентство" Мазур В.А. (доверенность от 31.08.2007 N 088), от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Промышленно-строительного банка" Цветковой Е.В. (доверенность от 18.10.2007 N 184), Дурневой М.В. (доверенность от 16.04.2007 N 61),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Балтийское Финансовое Агентство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2007 по делу N А56-38062/2007 (судья Соколова Н.Г.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Балтийское Финансовое Агентство" (далее - ЗАО "БФА") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР) от 10.09.2007 N 07/113/пн о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Определением от 17.10.2007 к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Промышленно-строительного банка" (далее - Управляющая компания).
Решением от 14.11.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "БФА", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение.
В отзыве на кассационную жалобу ФСФР просит решение от 14.11.2007 оставить без изменения, полагая его правомерным.
В судебном заседании представитель ЗАО "БФА" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Управляющей компании, соглашаясь с указанными доводами, также просили отменить решение от 14.11.2007.
ФСФР о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "БФА", является профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую деятельность в соответствии с лицензией от 24.06.2003.
В ответ на предписание ФСФР Управляющая компания представила копию отчета брокера и справку-разъяснение, согласно которым ЗАО "БФА" (брокер) по поручению Управляющей компании совершило сделку по продаже 10 000 облигаций открытого акционерного общества "ПАК "ОГО" (регистрационный номер выпуска 4-03-06193-А) со счета депо открытого паевого инвестиционного фонда облигаций "Финансист" под управлением Управляющей компании. Данная сделка совершена брокером до государственной регистрации отчета об итогах выпуска названных ценных бумаг (отчет зарегистрирован только 19.07.2007).
По данному факту ФСФР в отношении ЗАО "БФА" составлен протокол об административном правонарушении от 03.09.2007 N 07/287/пр-ап, а постановлением от 10.09.2007 N 07-113/пн ЗАО "БФА" привлечено к административной ответственности по статье 15.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая данное постановление незаконным в связи с наличием, по его мнению, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, ЗАО "БФА" оспорило его в арбитражный суд.
Статьей 15.18 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб. (для юридических лиц) за совершение профессиональными участниками рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (далее - Закон о рынке ценных бумаг) облигация - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
Пунктом 1 статьи 19 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а также отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Пунктом 1 статьи 27.6 названного Закона запрещено обращение ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации до их полной оплаты и государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Нарушение данного требования является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности по статье 15.18 КоАП РФ.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункта 3 статьи 24.5 КоАП" следует читать "подпункта 3 пункта 1 статьи 24.5 КоАП"
Факт совершения сделки с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован в установленном законом порядке, подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем, однако ЗАО "БФА" полагает, что действовало в состоянии крайней необходимости, что в соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости не является административным правонарушением, если совершено для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Ссылка ЗАО "БФА" на вынужденное совершение сделки с ценными бумагами с нарушением действующего законодательства в целях предотвращения причинения вреда третьи лицам - инвесторам на рынке ценных бумаг как на доказательство совершения сделки в состоянии крайней необходимости обоснованно отклонена судом. Указанные обстоятельства правомерно не расценены судом в качестве доказательств, свидетельствующих о действии заявителя в состоянии крайней необходимости применительно к положениям статьи 2.7 КоАП РФ, и, соответственно, как исключающие производство по делу об административном правонарушении. По смыслу данной нормы обстоятельства, в которых действовал заявитель, не отвечают тем условиям, при наличии которых возникает состояние крайней необходимости.
При таком положении, в отсутствие нарушений ФСФР процедуры привлечения ЗАО "БФА" к административной ответственности, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2007 по делу N А56-38062/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Балтийское Финансовое Агентство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушение данного требования является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности по статье 15.18 КоАП РФ.
Факт совершения сделки с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован в установленном законом порядке, подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем, однако ЗАО "БФА" полагает, что действовало в состоянии крайней необходимости, что в соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости не является административным правонарушением, если совершено для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2008 г. N А56-38062/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника