Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2008 г. N А66-7083/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Асмыковича А.В. и Корабухиной Л.И.,
при участии представителей:
Федерального государственного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Управления внутренних дел Тверской области" - Арсеньевой Н.М. (доверенность от 05.02.2008 N 23/110),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области - Рубцовой О.В. (доверенность от 15.10.2007 N 04-39),
рассмотрев 18.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 08.11.2007 по делу N А66-7083/2007 (судья Владимирова Г.А.),
установил:
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Управления внутренних дел Тверской области" (далее -учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - инспекция) от 13.09.2007 N 16-18/1849 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с несоответствием Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 08.11.2007 заявленные учреждением требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что "медицинские организации, подведомственные МВД РФ и имеющие правовой статус бюджетных учреждений и предприятий, не являются органами внутренних дел (исполнительными органами власти), в которых предусматривается прохождение такого вида федеральной государственной службы как правоохранительная, и не относиться к силам, обеспечивающим безопасность в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне"". Таким образом, земельные участки, закрепленные за учреждениями здравоохранения, входящими в систему МВД РФ,
подлежат обложению земельным налогом в общеустановленном порядке, к ним не может быть применена льгота, предусмотренная пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель учреждения - в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, учреждением в налоговый орган представлен расчет по авансовым платежам по земельному налогу за три месяца 2007 года. Инспекцией проведена камеральная проверка представленного расчета, в ходе которой установлено, что учреждение владеет на праве постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 69:40:04:00:064:0028, расположенным на землях поселений по адресу: город Тверь, улица Салтыкова-Щедрина, дом 26.
Согласно данным "Кадастрового плана земельного участка", содержащимся в выписке из государственного земельного кадастра от 29.09.2006 N 02-40/06-1-7040, кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 27 419 657 руб. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 3 и пунктом 4 решения Тверской городской Думы налоговая ставка по данной категории земель (земли поселений) составляет 1,5 процента. На основании изложенного инспекция пришла к выводу о занижении учреждением суммы авансовых платежей по земельному налогу за три месяца 2007 года на 102 824 руб. в результате неправомерного применения льготы, установленной подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование от 27.07.2007 N 16-18/2678 о внесении соответствующих изменений в расчет по авансовым платежам по земельному налогу за три месяца 2007 года. Выявленное инспекцией нарушение зафиксировано в акте камеральной налоговой проверки от 10.08.2007 N 16-18/2210/7249ДСП. В письме от 15.08.2007 N 23/568 учреждение представило возражения на акт проверки, указав, что в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации оно не является плательщиком налога на землю. Решением от 13.09.2007 N 16-18/1849 инспекция отказа в привлечении учреждения к налоговой ответственности, предложила налогоплательщику уплатить 102 824 руб. земельного налога и 4 673 руб. 35 коп. пеней, начисленных по состоянию на 13.09.2007, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Считая, что указанный ненормативный акт налогового органа нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение инспекции от 13.09.2007 N 16-18/1849 не соответствующим положениям законодательства о налогах и сборах, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ в указанную норму права внесены следующие изменения, вступившие в силу с 01.01.2007: земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, земли обороны, безопасности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжению Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области от 15.03.2006 земельный участок с кадастровым номером 69:40:04:00:064:0028 предоставлен заявителю из земель категории "земли поселений" на праве постоянного бессрочного пользования (свидетельство от 05.05.2006 серия 69-АА N 837330, лист дела 10).
Согласно пункту 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ в указанную норму права внесены следующие изменения, вступившие в силу с 01.01.2007: Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
При этом в силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно части 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исходя из системного анализа указанных норм права, во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", следует, что отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в границах территорий, которые используются для обеспечения деятельности органов, предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, по своему целевому (специальному) назначению относятся к землям обороны и безопасности.
Доводы налогового органа о том, что учреждение не относится к силам, обеспечивающим безопасность, и не является органом внутренних дел, в котором предусмотрено прохождение такого вида федеральной государственной службы как правоохранительная, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными, исходя из следующего.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, в том числе, Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Положению "О Министерстве внутренних дел Российской Федерации", утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927 (далее - Положение), Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (пункт 1 Положения). МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации; управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска (пункт 5 Положения).
Согласно подпункту 26 пункта 8 Положения МВД России разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
В соответствии пунктами 1 и 3 Устава учреждения "Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Управления внутренних дел Тверской области" создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года N 1018-р и является многопрофильным медицинским учреждением (лечебно-профилактическим, санитарно-эпидемиологическим, реабилитационным)"; "функции учредителя Учреждения в установленном порядке выполняет Министерство внутренних дел Российской Федерации".
Согласно пункту 4 Устава учреждение является некоммерческой организацией, федеральным государственным учреждением, основанным на федеральной государственной собственности и предназначенным для организации и осуществления профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной помощи, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, охраны и укрепления здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и Федеральной миграционной службы, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России".
Из изложенного следует, что учреждение входит в систему органов внутренних дел, поскольку создано для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска, а именно: осуществляет одну из функций МВД России.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал обоснованным применение учреждением льготы по земельному налогу, установленной подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской, основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Инспекции при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с нее в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 08.11.2007 по делу N А66-7083/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судья |
А.В. Асмыкович |
|
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2008 г. N А66-7083/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника