Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 февраля 2008 г. N А05-7217/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кравченко Т.В. и Старченковой В.В.,
рассмотрев 18.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.09.2007 (судья Гуляева И.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2007 (судьи Виноградова Т.В., Богатырева В.А., Мурахина Н.В.) по делу N А05-7217/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Котласский рекламный центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) от 04.06.2007 об отказе в государственной регистрации сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Решением суда от 10.09.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2007, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, "внесение изменений в сведения об адресе Общества должно осуществляться путем представления в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме Р 13001, а также документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), и не может носить уведомительный характер".
Общество и Инспекция, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано Инспекцией за основным государственным регистрационным номером 1052904005989. Согласно пункту 1.10 устава оно находится по адресу: Архангельская область, город Котлас, Болтинское шоссе, дом 8, корпус 19.
В соответствии с решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.02.2007 по делу N А05-13429/2006-7 о признании недействительным отказа Инспекции внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) налоговый орган отразил в ЕГРЮЛ новое место нахождения Общества: город Котлас Архангельской области, улица Кедрова, дом 10.
28.05.2007 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением по форме Р 14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно места нахождения Общества: Архангельская область, город Котлас, улица Маяковского, дом 38.
Решением Инспекции от 04.06.2007 Обществу отказано в государственной регистрации таких изменений в связи с непредставлением им определенных Законом N 129-ФЗ документов: заявления (форма Р 13001) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы; решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; документа об уплате государственной пошлины. В обоснование отказа регистрирующий орган сослался на необходимость заполнения в данном случае листа "Б" заявления формы Р 13001, поскольку согласно статьям 52 и 89 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения общества с ограниченной ответственностью указывается в учредительных документах организации и такие сведения должны быть представлены регистрирующему органу в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 439) и приказа Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.2004 за N 6220.
Общество не согласилось с решением Инспекции от 04.06.2007 и обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что отказ Инспекции в государственной регистрации противоречит статьям 5 и 23 Закона N 129-ФЗ, так как представленные документы соответствуют требованиям пункта 1 статьи 9 и пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, а следовательно, оснований для отказа в государственной регистрации у ответчика не имелось.
Кассационная коллегия считает судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.
Судами обеих инстанций установлено и заявителем не оспаривается, что генеральный директор Общества представил в регистрирующий орган заявление по форме Р 14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. На странице 2 заявления в пункте 3.1 указано, что изменения вносятся в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица. К заявлению приложен заполненный лист "А" формы Р 14001 "Сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица".
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 ГК РФ и пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать среди прочих сведения о месте нахождения общества.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, предусмотрен пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, в том числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 названного Закона).
В силу приложения N 4 к Постановлению N 439 в заявлении формы Р 14001 пункт 3.1 "сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица" заполняется юридическим лицом в случае отсутствия данных сведений в учредительных документах. На основании пункта 4 названного Постановления приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/1б@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица. Раздел V данных разъяснений устанавливает порядок заполнения заявления по форме Р 14001. Согласно пункту 4.1 раздела V, если вносятся изменения в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица в случае отсутствия данных сведений в учредительных документах юридического лица, знак "v" проставляется в пункте 3.1 и заполняется лист "А".
В связи с тем, что в пункте 1.10 устава Общества уже содержатся сведения о месте его нахождения, представление в Инспекцию заявления и листа "А" формы Р 14001 о внесении изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица не соответствует требованиям нормативных актов.
С учетом приведенных норм в данном случае в Инспекцию подается заявление формы Р 13001, так как фактически Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации сведений, касающихся изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Ссылка суда первой инстанции на пункт 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, как предусматривающий право юридического лица заявить об изменении его места нахождения без внесения изменений в учредительные документы, является ошибочной. Такое право возникает у Общества в тех случаях, когда изменения сведений в ЕГРЮЛ не связаны с изменением учредительных документов.
Таким образом, Обществом в Инспекцию подано заявление ненадлежащей формы. Кроме того, регистрирующему органу не представлены решения участников Общества о внесении изменений в учредительные документы в части его места нахождения.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали законные основания для признания решения Инспекции от 04.06.2007 недействительным.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что принятые с нарушением норм материального права решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене; заявление Общества о признании решения Инспекции от 04.06.2007 недействительным не подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что налоговый орган уплатил при подаче апелляционной и кассационной жалоб в доход федерального бюджета предусмотренную подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб. и жалоба удовлетворена, указанная сумма подлежит взысканию с Общества.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.09.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2007 по делу N А05-7217/2007 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Котласский рекламный центр" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 04.06.2007 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Котласский рекламный центр" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной и кассационной жалоб.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2008 г. N А05-7217/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника