Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 февраля 2008 г. N А56-12437/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 июля 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу Кузьминской Т.В. (доверенность от 28.08.2007 N 17-01/30220), от общества с ограниченной ответственностью "Торг-Мастер" Ковалевой Е.Б. (доверенность от 01.11.2007),
рассмотрев 28.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2007 (судья Соколова СВ.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007 (судьи Згурская М.Л., Масенкова И.В., Третьякова Н.О.) по делу N А56-12437/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торг-Мастер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 27.04.2007 N 06-05/13547 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 16.07.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанные судебные акты, и принять новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, положениями подпункта 3 пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 151, подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исключается возможность применения налоговой ставки 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме реэкспорта, а также возмещение налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 названного Кодекса. В связи с чем, заявитель необоснованно применил ставку 0% по НДС "в феврале 2007 года" и неправомерно заявил налоговый вычет "в размере 367 858 руб.".
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, уточнив при этом, что в кассационной жалобе речь идет о применении ставки 0% за ноябрь 2006 года, а представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в пределах доводов жалобы в кассационном порядке, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за ноябрь 2006 года и документы, подтверждающие применение указанной ставки, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
По результатам камеральной проверки указанной декларации Инспекцией принято решение от 27.04.2007 года N 06-05/13547, в соответствии с которым, Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 7 060 696 руб., а также налогоплательщику предложено уплатить 35 303 481 руб. недоимки по НДС и 1 622 195 руб. пеней.
Основанием для вынесения решения послужили выводы налогового органа о неправомерном применении Обществом ставки 0% и налоговых вычетов по НДС за ноябрь 2006 года, поскольку товар вывозился с территории Российской Федерации в таможенном режиме "реэкспорт", а не "экспорт", в связи с чем, применение указанной ставки в указанном периоде на сумму 198 196 739 руб. по пункту 1 статьи 164 НК РФ является неправомерным.
Посчитав решение налогового органа в незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Общество в соответствии с дистрибьюторским договором от 31.03.2006 N 012-MD/06, заключенным с фирмой "МОТОРОЛА ГмБХ" (Германия), приобретало товар на условиях CIP, Россия, город Санкт-Петербург, ИНКОТЕРМС 2000) с целью дальнейшей перепродажи части товара.
Также заявитель приобретает товары (мобильные телефоны) на основании договора поставки от 06.03.'2006, заключенного с компанией "Sony Ericsson Mobile CommunicАtions АB" (Швеция). При этом часть ввезенного Обществом товара в соответствии с пунктом 2 статьи 156 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оформляется в таможенном режиме реэкспорт, а часть приобретенного товара перепродана заявителем на основании контракта, заключенного с "АSTOR АLLIАNS LLP" (Великобритания) от 15.03.2006 N 03-06.
Согласно пункту 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом "Таможенные режимы" названного Кодекса, и соблюдать этот таможенный режим.
В подпункте 22 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный режим определен как таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
При этом согласно статье 16 ТК РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товара несет российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, на основании которой товар ввезен на территорию Российской Федерации.
Таким образом, у Общества в силу прямого указания закона при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации возникла обязанность задекларировать его и выбрать определенный таможенный режим (статья 155 ТК РФ) независимо от наличия либо отсутствия тех целей, в соответствии с которыми товар оказался на таможенной территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии со статьей 147 НК РФ в целях применения НДС местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких обстоятельств:
- товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Согласно статье 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Таможенный режим реэкспорта в отношении спорной части товара был заявлен Обществом и разрешен таможенными органами в соответствии со статьей 157 TК РФ.
Таким образом, судебные инстанции с учетом положений статьи 147 НК РФ сделали правомерный вывод о том, что в данном случае территория Российской Федерации не является местом реализации товара.
Ссылка Инспекции на подпункт 2 пункта 2 статьи 151 НК РФ в данной ситуации является необоснованной, так как в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 151 НК РФ НДС Обществом не уплачивался изначально.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ"
следует читать "пункта 28 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ"
Следует также отметить, что в силу статьи 165 ТК РФ и пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под экспортом товара понимается "вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе".
Таким образом, основной признак экспортной операции - факт вывоза товара за пределы территории Российской Федерации, заявителем соблюден.
В соответствии со статьей 239 ТК РФ реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, помещенные в режим "реэкспорта", вывозятся с территории Российской Федерации без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Суды обоснованно сделали вывод о том, что вывоз товаров в таможенном режиме реэкспорта не предполагает их обратного ввоза и является разновидностью экспорта (статья 155 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.06) налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 названного Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Суды обоснованно сделали вывод о том, что положения пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяются на вывоз товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта на таможенной территории, для передачи иностранному лицу на основании контракта и налогообложение подобных операций должно производиться по ставке 0% при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, независимо от того, какой таможенный режим указан налогоплательщиком в соответствующей ГТД (экспорт или реэкспорт).
Поскольку реальность осуществления Обществом хозяйственных операций налоговым органом не ставится под сомнение, факты реализации товаров иностранному лицу (экспорта) и получения оплаты поставленного товара Инспекцией не оспариваются, то есть товары фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации, налогоплательщику не может быть отказано в подтверждении обоснованности применения ставки 0% по НДС лишь по причине того, что вывоз осуществлялся в таможенном режиме реэкспорта, а не экспорта, в отсутствие сведений о нарушении им таможенного режима.
Как видно из материалов дела в данном случае налогоплательщиком представлены все необходимые в соответствии со статьями 165 и 172 НК РФ документы для подтверждения применения ставки 0% за ноябрь 2006 года и налоговых вычетов. Данный факт Инспекцией не оспаривается.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.04.2006 N 98-0 разъяснил, что "в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 0 %. При реализации товаров на экспорт право налогоплательщика на применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость возникает в силу заключения сделки с иностранным контрагентом, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость у которого отсутствует. Следовательно, сумма налога, уплаченная контрагентам налогоплательщика на территории Российской Федерации, не включается в стоимость товара, отправляемого на экспорт, и должна быть возмещена налогоплательщику из бюджета".
Кроме того, в кассационной жалобе Инспекция указывает на то, что в соответствии с оспариваемым решением налогового органа "Обществу правомерно отказано в возмещении НДС в сумме 367 858 руб.", поскольку "было признано необоснованным применение ставки 0% за февраль 2007 года по операциям при реализации товаров в сумме 305 273 304 руб. 85 коп." Однако в рассматриваемом деле спорным периодом является ноябрь 2006 года и реализация товаров в указанном периоде составила 198 196 739 руб. При этом Инспекция не приводит подробных пояснений относительно отказа в возмещении 367 858 руб. НДС. В данном случае суд кассационной инстанции считает выводы налогового органа, указанные в кассационной жалобе, ошибочными.
Кроме того, при принятии постановления суд кассационной инстанции учитывает, что 13.12.2007 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа принял постановление по делу N А56-9249/2007 по спору между теми же сторонами, по которому признано недействительным решение Инспекции от 20.03.2007 N 143 об отказе в возмещении НДС и применении ставки 0% также за ноябрь 2006 года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы Инспекции сводятся к переоценке фактических обстоятельствах дела, что не допускается в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007 по делу N А56-12437/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
О.А. Корпусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 февраля 2008 г. N А56-12437/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника