Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 марта 2008 г. N А56-16703/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Клириковой Т.В. Матлиной Е.О.,
при участии от закрытого акционерного общества "Балтийский хладокомбинат" Варшавского В.Л. (доверенность от 28.05.2007), от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Яковлева К.И. (доверенность от 08.02.2008 N 4-Д),
рассмотрев 04.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Балтийский хладокомбинат" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2007 по делу N А56-16703/2007 (судьи Петренко Т.И., Горбачева О.В., Протас Н.И.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Балтийский хладокомбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - управление), связанных с назначением и проведением проверочных мероприятий в порядке надзора на предмет законности ввоза и выполнения действующих ветеринарных требований при хранении и переработке мясного сырья на мясоперерабатывающих предприятиях, хладокомбинатах, оптовых базах Санкт-Петербурга.
Решением от 04.09.2007 суд удовлетворил заявление.
Постановлением от 22.11.2007 апелляционная инстанция отменила решение от 04.09.2007 и отказала в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 22.11.2007. Податель жалобы считает, что управление действовало с превышением своих полномочий.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании приказа исполняющего обязанности руководителя управления от 28.04.2007 N 310 управлением 25.05.2007 проведена межведомственная внеплановая проверка на предмет законности ввоза и выполнения действующих ветеринарных требований при хранении и переработке мясного сырья на мясоперерабатывающих предприятиях, хладокомбинатах и оптовых базах Санкт-Петербурга, в том числе в отношении общества.
По результатам проверки общества управлением' составлен акт от 25.05.2007.
Общество оспорило действия управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал незаконными действия управления, связанные с назначением и проведением проверочных мероприятий в отношении общества, отметив, что в отношении общества управление вправе проводить самостоятельные контрольные мероприятия.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав, что управление действовало в рамках предоставленных полномочий.
Кассационная инстанция считает выводы апелляционной инстанции ошибочными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе пс ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору), установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
Согласно пунктам 2, 4 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.06.2006 N 171 (далее - Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору), территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которое создается в том числе и для осуществления функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
Для выполнения возложенных на нее функций Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору предоставлен ряд полномочий, в toм числе полномочия на осуществление:
- надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений а также иные работы в установленной сфере деятельности (пункт 5.1.1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору);
- контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении поднадзорных грузов (пункт 5.5 указанного Положения).
Аналогичные полномочия в соответствии с пунктами 8.1 и 8.6 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору предоставлены и Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Для осуществления этих полномочий государственные гражданские служащие Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору вправе в соответствии с пунктом 9.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в установленном порядке посещать предприятия и организации, учреждения с целью проверки соблюдения ими законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности.
Суд апелляционной инстанции на основании пункта 5.13 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и подпункта "д" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (далее - Постановление N 201) пришел к выводу, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет также надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами в закрепленной сфере деятельности, в том числе за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения, который можно отнести к иным полномочиям в соответствии с пунктом 5.13 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Кассационная инстанция не согласна с данным утверждением. Предусмотренный подпунктом "д" пункта 6 Постановления N 201 надзор нельзя отнести к иным полномочиям, так как в этом же пункте указано, что осуществление данного надзора относится не к полномочиям, а к функциям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 17.02.2005 N 36 (далее - Положение об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), установлено, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
Для осуществления данных функций Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области пунктом 5.1.1 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было предоставлено право контролировать и надзирать, в числе прочего, за
а) выполнением юридическими лицами и гражданами ветеринарных правил, других нормативных правовых актов, обязательных для исполнения, и проведением ими установленных противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий, а также выполнением мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных и мер по охране территории от заноса и распространения особо опасных и карантинных болезней животных;
б) соблюдением юридическими лицами и гражданами ветеринарных правил и других нормативных правовых актов, обязательных для исполнения при производстве, заготовках, хранении, перевозках, включая экспортно-импортные, и реализации продукции и сырья животного происхождения, лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, а также при предоставлении земельных участков под строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию предприятий по разведению и содержанию животных, производству и хранению продукции животного происхождения, лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок.
Вместе с тем названные полномочия не предусмотрены Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в соответствии с которым утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Нельзя их отнести и к иным полномочиям, поскольку в соответствии с пунктом 5.13 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Данные же полномочия утверждены лишь приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Кроме того, на момент проведения проверки (25.05.2007) в действие вступила новая редакция Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, утвержденная приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 10.05.2007 N 100, в которой уже не предусмотрены такие полномочия. При этом полномочия, указанные в пунктах 9.1.1, 9.10 и 10.1 новой редакции названного Положения, аналогичны полномочиям, указанным в пунктах 5.1.1 и 5.5 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и пунктах 8.1.1, 8.6 и 9.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопросы ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о ветеринарии уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения включены в систему органов государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Статьей 8 Закона о ветеринарии установлено, что государственный ветеринарный надзор осуществляется Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации и Главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации, а также другими лицами в порядке, определяемом Положением о государственном ветеринарном надзоре, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе управления ветеринарии в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1.6 Положения об Управлении ветеринарии Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 653 "Об Управлении ветеринарии Санкт-Петербурга", предусмотрено, что Управление ветеринарии Санкт-Петербурга является органом государственного ветеринарного надзора и контроля.
При этом согласно пункту 3.19 названного Положения Управление ветеринарии Санкт-Петербурга обладает в том числе полномочиями по осуществлению контроля за организацией и проведением юридическими и физическими лицами организационно-производственных, ветеринарно-профилактических, лечебно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий, лабораторно-диагностических исследований, а также за соблюдением действующих ветеринарных норм и правил, обязательных при ведении животноводства, содержании животных, заготовке, производстве, переработке, хранении, перевозке, реализации продуктов животноводства, в области обеспечения качества и безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Таким образом, именно Управлению ветеринарии Санкт-Петербурга предоставлены полномочия по контролю за соблюдением на территории Санкт-Петербурга действующих ветеринарных норм и правил, обязательных в том числе при переработке и хранении продуктов животноводства.
Как следует из приказа исполняющего обязанности руководителя управления от 28.04.2007 N 310, проводилась проверка не только законности ввоза, но и выполнения действующих ветеринарных требований при хранении и переработке мясного сырья на мясоперерабатывающих предприятиях, хладокомбинатах и оптовых базах Санкт-Петербурга.
При этом из данного приказа следует, что проверка проведена только государственными инспекторами ветеринарного надзора на государственной границе Российской Федерации и транспорте и оперуполномоченным Управления по борьбе с экономическими преступлениями Главного Управления внутренних дел по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д. 24).
Таким образом, управление при проведении проверки вышло за пределы своих полномочий.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действия управления по проведению проверочных мероприятий в порядке надзора являются незаконными.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 110, 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражным суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2007 по делу N А56-16703/2007 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2007 по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу закрытого акционерного общества "Балтийский хладокомбинат" 1000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Т.В Клирикова |
|
Е.О Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2008 г. N А56-16703/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника