Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 апреля 2008 г. N А56-30618/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 ноября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Губачевой М.И. (доверенность от 11.01.2008 N 17/00469), от государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова" Никольской О.С. (доверенность от 03.08.2007 N 01-14/1145),
рассмотрев 03.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2007 по делу N А56-30618/2007 (судья Звонарева Ю.Н.),
установил:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени СМ. Кирова" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 13.08.2007 N 640 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке".
Решением от 13.11.2007 суд первой инстанции требования Учреждения удовлетворил.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт, и отказать Учреждению в удовлетворении его заявления в полном объеме. По мнению налогового органа, суд первой инстанции не исследовал вопрос законности выставленного в адрес Учреждения требования и решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банке, а выводы суда относительно невозможности приостановления операций по счетам налогоплательщика ввиду оснований, предусмотренных положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), являются несоответствующими обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Учреждения просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция выставила в адрес Учреждения требование об уплате налога, сбора и штрафа от 13.07.2007 N335. Поскольку в указанный в требовании срок обязанность по уплате налогов, пеней и штрафа Учреждением не исполнена Инспекция 13.08.2007 вынесла решение N 4318 о взыскании налогов, сборов и пеней за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 3 117 336 руб. 23 коп., а также решение от 13.08.2007 N 640 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Посчитав принятое решение от 13.08.2007 N 640 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке недействительным, Учреждение обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав на то, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, поскольку положения статьи 45 НК РФ прямо предусматривают запрет на осуществление во внесудебном порядке взыскание налогов, пеней, штрафов с организаций, которой открыт лицевой счет, то есть нарушена процедура взыскания, в связи с чем последующее рассмотрение законности вынесенных налоговым органом решения о взыскании налогов и требования не имеет правового значения в рамках настоящего спора.
Кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять правомерные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание с этих счетов и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств.
При этом в абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента - организации или предпринимателя.
Согласно статье 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций (пункт 2 статьи 76 НК РФ).
Согласно названной норме, приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора и данная внесудебная процедура не может рассматриваться и применяться в отрыве от решения о взыскании налога или сбора.
Вместе с тем, Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, внесены принципиальные изменения в часть первую НК РФ (вступившие в силу с 01.01.2007) в отношении обеспечения исполнения организациями, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов), обязанности по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и взыскания с этих организаций указанных платежей. Такие меры в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, могут применяться только в судебном порядке.
Указанным Федеральным законом были исключены из статьи 46 НК РФ положения о недопустимости обращения взыскания налога с бюджетных счетов в банках и одновременно в статью 45 (пункты 2 и 8) НК РФ внесены изменения, направленные на определение перечня оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке. Такой порядок взыскания указанных платежей является исключением из общих правил взыскания этих платежей, установленных статьями 46 - 48 названного Кодекса.
Из материалов дела видно, что заявитель является бюджетным учреждением, действующим на основании Устава, деятельность которого в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансируется за счет средств федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. Заявителю в проверенном периоде открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства.
В соответствии с положениями статьи 239 БК РФ "Иммунитет бюджетов" (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ) указано, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов осуществляется в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснил, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 НК РФ.
Поскольку заявитель является государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, имеет лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, суд первой инстанции правомерно указал на то, что у налогового органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения.
Кроме того, следует отметить, что Федеральная налоговая служба в порядке статьи 34.2 НК РФ направила в налоговые органы письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2007 N 03-02-07/2-162/2, в котором также прямо указано на то, что "поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, в силу пункта 2 статьи 45 Кодекса, взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться только в судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47 Кодекса. В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14 пункта 1 статьи 31 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Кодекса взыскание налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании вступивших в законную силу решений судов.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии со статьями 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции, должны исполнять обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 3 статьи 30, пункты 1 и 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, а также реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов (пункты 1 и 2 статьи 33 Кодекса)".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы Инспекции сводятся к переоценке фактических обстоятельствах дела, что не допускается в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2007 по делу N А56-30618/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2008 г. N А56-30618/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника