Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 марта 2008 г. N А56-27729/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 июня 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Коняевой Е.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Спортивный клуб армии Ленинградского военного округа" Живенко О.В. (доверенность от 19.09.2007), Иванова Н.М. (доверенность от 28.06.2007), от федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" Щеглова Д.Н. (доверенность от 15.02.2008),
рассмотрев 20.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Спортивный клуб армии Ленинградского военного округа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.06.2007 (судья Захарова МБ.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 (судьи Горшелев В.В., Кашина Т.А., Попова Н.М.) по делу N А56-27729/2006,
установил:
Государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "Спортивный клуб армии Ленинградского Военного округа" (далее - ГУ МО "СКА ЛВО") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ) от 05.04.2006 N 725-р.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФАУФИ, федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" (далее - ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий").
Решением от 22.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2007, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГУ МО "СКА ЛВО" просит отменить решение и постановление в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы ссылается на то, что изъятое здание используется по назначению и в соответствии с основными целями деятельности; распоряжение от 05.04.2006 N 725-р издано на основании несуществующего акта от 05.07.2005, а затем в текст распоряжения внесены изменения с указанием на акт, который в установленном порядке до сведения ГУ МО "СКА ЛВО" не доведен.
Представители ГУ МО "СКА ЛВО" в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержали, а представитель ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" против удовлетворения жалобы возражал.
Представители ФАУФИ, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, здание спортивного комплекса "Петродворцовый", общей площадью 4268,6 кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Петродворец, ул. Аврова, д.22, лит. А, внесено в реестр федерального имущества, выдано свидетельство от 25.01.2000.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.05.2002 серии 78-ВЛ N 494452 peг. N 78-01-97/2002-113.2, указанное здание спортивного комплекса закреплено на праве оперативного управления за ГУ МО "СКА ЛВО".
Данный объект является памятником истории и культуры местного значения на основании решения Ленгорисполкома от 25.08.1975 N 650.
На основании распоряжения ФАУФИ от 25.07.2005 N 8-2867 проведена проверка эффективности использования по назначению, сохранности и законности владения федеральным государственным имуществом, находящимся на балансе ГУ МО "СКА ЛВО".
Согласно акту проверки от 05.07.2005, комиссия отметила ряд недостатков, допущенных ГУ МО "СКА ЛВО" при использовании федерального имущества. В том числе указано, что ГУ МО "СКА ЛВО" не в полной мере использовало указанный объект для развития культуры, спорта, физической культуры, проведения спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, при проведении текущих ремонтов указанного объекта учреждение нарушало порядок, установленный Положением о ГУ МО "СКА ЛВО".
Кроме того, проверкой выявлено, что входящее в состав здания помещение бассейна фактически передано во владение и пользование общества с ограниченной ответственностью "Фортиус" без согласования с собственником имущества, а также с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга.
Распоряжением ФАУФИ от 05.04.2006 N 725-р на основании акта проверки от 05.07.2005, здание спортивного комплекса изъято из оперативного управления ГУ МО "СКА ЛВО" и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий".
Считая Распоряжение ФАУФИ от 05.04.2006 незаконным, ГУ МО "СКА ЛВО" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое заявителем распоряжение принято ФАУФИ в пределах его компетенции; здание спортивного комплекса использовалось заявителем неэффективно, не в полном объеме и не по целевому назначению, в связи с чем собственником принято правомерное решение об изъятии его из оперативного управления ГУ МО "СКА ПВО".
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 198 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий одновременно: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что условия для признания недействительным распоряжения ФАУФИ отсутствуют.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 "О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" ФАУФИ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пунктам 5.18, 5.19, 6.6 Положения о ФАУФИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, ФАУФИ осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений; кроме того, ФАУФИ с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право организовывать и проводить проверки эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято ФАУФИ в пределах его компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
Суды обоснованно исходили из того, что оспариваемым распоряжением не нарушены права и законные интересы заявителя.
Статьей 296 ГК РФ установлено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В силу пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Следовательно, установив нарушения, допущенные ГУ МО "СКА ПВО" при использовании федерального имущества, ФАУФИ правомерно изъяло его из оперативного управления заявителя.
При таком положении вывод суда об отказе в удовлетворении заявления является правильным.
Доводы подателя жалобы фактически сводятся к переоценке указанного вывода суда, что не входит в полномочия кассационной инстанции, определенные частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов суд правильно применил нормы материального права и не допустил каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ его безусловную отмену, кассационная жалоба ГУ МО "СКА ПВО" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.06.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу N А56-27729/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Спортивный клуб армии Ленинградского военного округа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2008 г. N А56-27729/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника