Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малышева О. А. на решение Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 5 апреля 2022 года по административному делу N 2а - 5326/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по г. Санкт - Петербургу к Малышеву О. А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения Малышева О.А, поддержавшего кассационную жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 21 по Санкт - Петербургу обратилась в суд с административным исковым заявлением к Малышеву О.А, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в фиксированном размере 4 590 рублей, за 2018 год в фиксированном размере 5 840 рублей, пени в размере 403 рубля 67 копеек, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в фиксированном в размере 23 400 рублей, пени в размере 1 873 рубля 58 копеек, за 2018 год в фиксированном размере 26 545 рублей, пени в размере 184 рубля 28 копеек.
Решением Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 5 апреля 2022 года, административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по г. Санкт - Петербургу удовлетворены. С Малышева О.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по г. Санкт - Петербургу взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в фиксированном размере 4 590 рублей, за 2018 год в фиксированном размере 5 840 рублей, пени в размере 403 рубля 67 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год фиксированном в размере 23 400 рублей, пени в размере 1 873 рубля 58 копеек, за 2018 год в фиксированном размере 26 545 рублей, пени в размере 184 рубля 28 копеек. Также с Малышева О.А. взыскана государственная пошлина в размере 2 085 рублей
На вступившие в законную силу судебные постановления Малышевым О.А. подана кассационная жалоба, в которой он ставит вопрос об их отмене и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, со ссылкой на нарушения судами норм материального и процессуального права. Указал, что административным истцом пропущен срок обращения с данным иском.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Малышев О.А. является действующим адвокатом с 27 сентября 2006 года.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2017 - 2018 года, Малышеву О.А. направлено налоговое требование N 51417 от 18 октября 2018 года о необходимости в срок до 08 ноября 2018 года оплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 400 рублей, на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590 рублей.
Также в адрес Малышева О.А. направлено налоговое требование N 45292 от 11 декабря 2018 года о необходимости оплаты в срок до 29 декабря 2018 года задолженности по пени за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 873 рубля 58 копеек.
Также в адрес Малышева О.А. направлено налоговое требование N 5549 от 24 января 2019 года о необходимости оплаты в срок до 13 февраля 2019 года задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 рублей, на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 рублей, пени за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 562 рубля 62 копейки, пени за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 419 рублей 32 копейки, пени за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 452 рубля 06 копеек.
В связи с неисполнением Малышевым О.А. требований об уплате налога N 51417 от 18 октября 2018 года, N 5549 от 24 января 2019 года, N 45292 от 11 декабря 2018 года, Межрайонная ИФНС России N 21 по г. Санкт - Петербургу обратилась к мировому судье судебного участка N 82 г. Санкт - Петербурга с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Малышева О.А. о взыскании с него, в том числе, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в фиксированном размере 4 590 рублей, за 2018 год в фиксированном размере 5840 рублей, пени в размере 403 рубля 67 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в фиксированном в размере 23 400 рублей, за 2018 год в фиксированном размере 26 545 рублей, пени за расчетный период начиная с 01 января 2017 года в размере 2 057 рублей 86 копеек.
02 декабря 2020 года мировым судьей судебного участка N 82 г. Санкт - Петербурга, вынесен судебный приказ N 2а-970/2020-82 о взыскании с Малышева О.А, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени.
Определением мирового судьи судебного участка N 82 г. Санкт- Петербурга от 20 января 2021 года судебный приказ N 2а-970/2020-82 отменен, в связи с поступившими возражениями от административного ответчика Малышева О.А. относительно исполнения судебного приказа.
Межрайонная ИФНС России N 21 по г. Санкт-Петербургу обратилась в Красногвардейский районный суд г. Санкт - Петербурга с настоящим иском 21 июля 2021 года (иск направлен почтой).
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что доказательств уплаты страховых взносов и пени административным ответчиком не представлено, в связи с чем недоимка по страховым взносам и пени подлежит взысканию.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.11.2017) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.11.2018) Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судами установлено отсутствие доказательств об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 - 2018 года, а также, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 года.
Также кроме недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 года, а также, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 года, подлежат взысканию пени, которые были рассчитаны за нарушение обязательства об уплате налога в установленные законом сроки.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Доводы кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд за выдачей судебного приказа, получили оценку в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены судом, поскольку мировой судья, установив, что требование налогового органа не является бесспорным, в том числе и по мотиву пропуска установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока, был вправе отказать налоговой инспекции в вынесении и выдаче судебного приказа (п. 3 ч. 3 ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако, если такой судебный приказ был выдан, то срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа следует считать восстановленным мировым судьёй.
Согласно материалам дела, судебный приказ N 2а-970/2020-82 от 02 декабря 2020 года отменён определением мирового судьи судебного участка N 82 г. Санкт - Петербурга 20 января 2021 года. Срок подачи административного иска исчисляется с 21 января 2021 года по 20 июля 2021 года.
Копия определения суда об отмене судебного приказа получена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по г. Санкт-Петербургу 14 февраля 2021 года.
Административный иск Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 21 по г. Санкт-Петербургу направлен в суд почтой 21 июля 2021 года, т.е. с пропуском срока на 1 день, т.к. последним днем подачи административного иска в суд являлось 20 июля 2021 года.
Судом апелляционной инстанции правомерно признан незначительным пропуск срока на 1 день, поскольку мировым судьей судебного участка N 82 г. Санкт - Петербурга в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по г. Санкт - Петербургу копия определения об отмене судебного приказа в установленные законом сроки, (не позднее трех дней после дня его вынесения часть 3 статье 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) не была направлена, а указанный судебный акт получен налогового органа только 14 февраля 2021 года.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми была обоснована апелляционная жалоба, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногвардейского районного суда г. Санкт - Петербурга от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 5 апреля 2022 года по административному делу N 2а - 5326/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Малышева О. А. - без удовлетворения.
Решение Красногвардейского районного суда г. Санкт - Петербурга от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 5 апреля 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.