Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 апреля 2008 г. N А56-17017/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 сентября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева СВ., судей Казанцевой Р.В. и Коробова К.Ю.,
при участии от компании "Valday-1 Ltd" Левченко М.Б. (доверенность от 10.03.2006). от компании "Fortis Corporate Insurance N.V." Байбака ВВ. (доверенность от 12.09.2007), от Министерства экономики и коммуникаций Эстонской Республики Царенкова А.С. (доверенность от 10.12.2007), от ОАО "АльфаСтрахование" Космачевского А.А. (доверенность от 06.03.2008),
рассмотрев 10.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "АльфаСтрахование" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007 (судьи Слобожанина В.Б., Медведева И.Г., Попова Н.М.) по делу N А56-17017/2007,
установил:
компания "Fertis International Limited Corporation", Республика Панама (далее - компания "FILC") обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к компании "Valday-1 Ltd", Республика Мальта (далее - компания "Valday-1 Ltd") о взыскании 1 000 000 долларов США, составляющих стоимость утраченного имущества - теплохода "Runner-4".
Определениями от 15.08.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены компания "Fortis Corporate Insurance N.V." и другие страховщики груза, затонувшего вместе с теплоходом "Runner-4" (далее - страховщики груза), Министерство экономики и коммуникаций Эстонской Республики (далее - Министерство) и страховщик теплохода "Runner-4" - открытое акционерное общество "АльфаСтрахование" (далее - ОАО "АльфаСтрахование").
Решением от 13.09.2007 (судья Апранич В.В.) иск удовлетворен.
Рассмотрев апелляционную жалобу компании "Valday-1 Ltd", Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 28.12.2007 принял постановление, которым решение от 13.09.2007 изменил, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с компании "Valday-1 Ltd" в пользу компании "Fertis International Limited Corporation" 5 212 083,40 руб. убытков, 18 870,70 руб. государственной пошлины.
В остальной части иска отказать.
Установить, что настоящее постановление должно быть исполнено за счет средств Фонда ограничения ответственности, созданного в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области определением от 06.06.2006 по делу N А56-18440/2006, при его распределении судом согласно статье 12 Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г., измененной протоколом от 02.05.1996".
В кассационной жалобе ОАО "АльфаСтрахование", ссылаясь на неправильное, по его мнению, применение судом апелляционной инстанции пункта 2 статьи 364 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), просит постановление от 28.12.2007 изменить, дополнив его резолютивную часть указанием на взыскание с компании "Valday-1 Ltd" в пользу компании "FILC" 700 000 долларов убытков, в остальной части резолютивную часть обжалуемого судебного акта оставить без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик, ссылаясь на ее необоснованность, а также то, что он получил из Фонда ограничения ответственности (далее - Фонд) 194 718 долларов США, просит постановление апелляционного суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители ОАО "АльфаСтрахование", Министерства и компании "Valday-1 Ltd" поддержали кассационную жалобу, представитель компании "Fortis Corporate Insurance N.V." возразил против ее удовлетворения.
Компания "FILC" надлежаще извещена о времени и месте слушания дела, однако своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, при следовании из морского торгового порта "Санкт-Петербург" в ледовом караване за ледоколом "Капитан Сорокин" в территориальных водах Эстонии 06.03.2006 в 00 час. 20 мин. МСК принадлежащий ответчику теплоход "Sv. Apostol Andrey" своей носовой частью нанес удар в транцевую кормовую часть корпуса принадлежащего истцу теплохода "Runner-4", в результате чего последний, получив пробоину, затонул вместе с находящимся на его борту согласно коносаментам от 28.02.2006 N 01 и 02 грузом (алюминием) в количестве 5 398,948 т .
Компания "FILC", ссылаясь на то, что гибель судна "Runner-4" произошла по вине ответчика, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик указал на исследование в рамках арбитражного дела N А56-34446/2006 обстоятельств и причин аварии, вины судов в столкновении, вопросов распределения Фонда; заявил об ограничении своей ответственности и создании в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области определением от 06.06.2006 по делу N А56-18440/2006 Фонда в размере 3 256 264 долларов США плюс проценты по ставке 12% годовых со дня происшествия (06.03.2006) до дня создания Фонда, ограничивающего его ответственность по требованиям против судовладельца или лиц, упомянутых в пункте 2 статьи 1 Лондонской конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям от 19.11.1976 (далее - Лондонская конвенция), и любого лица, за действия, упущение или бездействие которого упомянутое лицо или лица ответственны.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, указал на обоснованность требований по праву, подтверждение размера исковых требований справкой брокера общества с ограниченной ответственностью "ЮниГалс Маритайм" Постнова Д.В. от 07.09.2007 N К-011, признание ответчиком исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что взыскание с ответчика в пользу истца сумм ущерба должно быть произведено за счет 5,8% средств Фонда, зарезервированных решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2007 по делу N А56-34446/2006 за владельцем затонувшего судна в случае предъявления требований и составляющих эквивалент 194 718 долларов США в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2007 по делу N А56-34446/2006, вина теплоходов "Sv. Apostol Andrey" и "Runner-4" в столкновении распределена в пропорции 70% : 30%; с компании "Valday-1 Ltd" в пользу компании "Fortis Corporate Insurance N.V." и других, страховщики груза (с распределением долей) взыскано 9 278 061 доллар США ущерба, в пользу Министерства - 1 508 392 евро ущерба, в остальной части исков отказано; признано право компании "Valday-1 Ltd" на ограничение ответственности, которая не может превышать 3 256 264 доллара США; установлено, что настоящее решение может быть исполнено за счет средств Фонда; с учетом установленных требований истцов и требования компании "FILC" (владельца теплохода "Runner-4") Фонд, составляющий сумму 3 357 208 долларов США, распределен следующим образом: в пользу страховщиков груза (с распределением доли каждого) - 77,4%, что составляет 2 598 479 долларов США, в пользу Министерства - 16,8%, что составляет 564 011 долларов США; в пользу владельца теплохода "Runner-4" (компании "FILC") или его страховщика (ОАО "АльфаСтрахование") исходя из предполагаемой суммы причиненного ему ущерба в размере 700 000 долларов США зарезервировано 5,8% средств Фонда, что составляет 194 718 долларов США.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку дело N А56-34446/2006 было рассмотрено с участием сторон и третьих лиц по настоящему делу, то обстоятельства, касающиеся размера вины участвующих в столкновении судов, права ответчика на ограничение ответственности, создания в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Фонда в сумме 3 357 208 долларов США, сумм убытков, подлежащих взысканию с компания "Valday-1 Ltd" в позу страховщиков груза и Министерства, а также распределения Фонда, в силу названной нормы не подлежат доказыванию по настоящему делу.
Вместе с тем размер убытков, причиненных компании "FILC" затоплением теплохода "Runner-4" не являлся предметом рассмотрения дела N А56-34446/2006, а потому он подлежал установлению в настоящем деле.
Порядок определения и возмещения убытков, причиненных судам, грузам и другому имуществу в результате столкновения между морскими судами, регулируется Брюссельской конвенцией для объединения некоторых правил относительно столкновения судов от 23.09.1910 (далее - Брюссельская конвенция) и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
Согласно статье 3 Брюссельской конвенции, если столкновение вызвано неправильным действием одного из судов, то возмещение убытков падает на того, кто в нем виновен.
В соответствии со статьей 4 Брюссельской конвенции, если неправильное действие общее, то ответственность каждого из судов соразмерна тяжести неправильных действий, каждым из них совершенных; однако если по обстоятельствам дела соразмерность не может быть установлена или если неправильные действия представляются равнозначащими, то ответственность разделяется в равных долях.
Аналогичное правило закреплено и в статье 313 КТМ РФ.
Истец в обоснование размера причиненного ему затоплением его теплоходе убытков представил справку брокера общества с ограниченной ответственностью "ЮниГалс Маритайм" Постнова Д.В. от 07.09.2007 N К-011, согласно которой рыночная стоимость теплохода "Runner-4" составляла 1 000 000 долларов США. Указанное письменное доказательство ответчиком и третьими лицами не оспорено.
Поскольку решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга v, Ленинградской области от 30.03.2007 по делу N А56-34446/2006, вина теплоходов "Sv. Apostol Andrey" и "Runner-4" в столкновении распределена в пропорции 70% : 30%, то это обстоятельство подлежало учету при установлении обоснованности требований истца, о чем правильно указал суд апелляционной инстанции в обжалуемом постановлении, которым признано неправильным решение суда первой инстанции о взыскании с ответчика всей заявленной суммы ущерба (1 000 000 долларов США), в то время как требования подлежали удовлетворению в размере 700 000 долларов США).
Согласно пункту 1 статьи 1 Лондонской конвенции собственники судов могут ограничить свою ответственность в соответствии с правилами Лондонской конвенции по требованиям, указанным в ее статье 2.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 2 Лондонской конвенции под ограничение ответственности, каково бы ни было ее основание, с соблюдением статей 3 и 4 Лондонской конвенции, подпадают требования, связанные с утратой или повреждением имущества (включая повреждение портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки), происшедшими на борту судна либо в прямой связи с его эксплуатацией или с операциями по спасанию, а также требования в отношении любого возникшего в результате этого последующего ущерба.
Аналогичное положение закреплено в подпункте 1 пункта 1 статьи 355 КТМ РФ.
В соответствии со статьей 4 Лондонской конвенции лицо, несущее ответственность, не имеет права ограничить свою ответственность, если доказано, что ущерб явился результатом его собственного действия или упущения, совершенного с намерением причинить такой ущерб или по самонадеянности и с сознанием, что такой ущерб возможно будет причинен.
Вина теплохода "Sv. Apostol Andrey" в столкновении связана с ошибками экипажа в судовождении, что по смыслу Лондонской конвенции не может быть отнесено к умышленным действиям или грубой неосторожности самого ответственного лица, а потому владелец этого теплохода имеет право на ограничение ответственности, устанавливаемое Лондонской конвенцией.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11 Лондонской конвенции лицо, на которое может быть возложена ответственность, может учредить фонд в суде или другом компетентном органе любого государства - стороны, в котором предъявлен иск в отношении требований, подпадающих под ограничение ответственности. Фонд создается в размере суммы, исчисляемой в соответствии с положениями статей 6 и 7 Лондонской конвенции, применимыми к требованиям, по которым это лицо может нести ответственность, вместе с процентами на сумму со дня происшествия, вызвавшего ответственность, до дня создания фонда. Любой созданный таким образом, фонд предназначается только для оплаты требований, в отношении которых может быть осуществлено ограничение ответственности. Фонд может быть создан или путем внесения сумм, или путем представления обеспечения, приемлемого по законодательству государства - стороны, в котором создается фонд, и признаваемого достаточным судом или другим компетентным органом.
Как следует из материалов настоящего дела, определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2006 по делу N А56-18440/2006 в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области создан Фонд в размере 3 256 264 долларов США путем предоставления клубом взаимного страхования ответственности судовладельцев "The Shipowners Mutual Protection and Indemnity Association (Luxembourg)" обеспечения в виде гарантийного письма, и процентов по ставке 12% годовых со дня кораблекрушения до дня создания Фонда, а всего в размере 3 357 208 долларов США.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 9 Лондонской конвенции пределы ответственности, определенные в соответствии со статьей 6 Лондонской конвенции, применяются к совокупности всех требований, возникших из какого-либо одного происшествия против лица или лиц, упомянутых в пункте 2 статьи 1 Лондонской конвенции, и любого лица, за действия, упущение или бездействие которого упомянутое лицо или лица ответственны.
Согласно пункту 1 статьи 12 Лондонской конвенции фонд распределяется между лицами, имеющими требования, пропорционально установленным суммам их требований к фонду с соблюдением положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 6 и статьи 7 Лондонской конвенции.
Пунктами 1 и 2 статьи 364 КТМ РФ предусмотрено, что все вопросы распределения фонда ограничения ответственности компетентен решать только суд или арбитражный суд, в которых такой фонд создан. Фонд ограничения ответственности распределяется между имеющими требования лицами пропорционально установленным суммам требований таких лиц к фонду.
Из указанного следует, что суд при рассмотрении настоящего дела помимо установления размера подлежащих удовлетворению требований истца должен, принимая во внимание ограниченную ответственность ответчика, установить и размер сумм, подлежащих взысканию из средств Фонда с учетом совокупности всех требований, возникших из столкновения теплоходов "Sv. Apostol Andrey" и "Runner-4".
Как было указано выше, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2007 по делу N А56-34446/2006 были установлены суммы ущерба, подлежащие взысканию из средств Фонда, в пользу страховщиков груза и Министерства. При этом в Фонде были зарезервированы для Компании "FILC" 194 718 долларов США, составляющие 5,8% фонда и рассчитанные из предполагаемого размера причиненных ему убытков в сумме 700 000 долларов США.
Поскольку по настоящему делу подтвержден размер причиненных истцу убытков в сумме 700 000 долларов США, то взыскание в пользу компании "FILC" убытков должно быть исполнено за счет средств Фонда, сформированного в долларах США, путем выплаты только 194 718 долларов США, составляющих 5,8% средств Фонда.
В связи с тем, что суд апелляционной инстанции, правильно установив фактические обстоятельства дела, в нарушение пункта 2 статьи 364 КТМ РФ не указал на размер установленных требований истца к ответчику, подлежащих учету при распределении средств Фонда, обжалуемое постановление подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007 по делу N А56-17017/2007 изменить, изложив 2, 3 и 4 абзацы его резолютивной части в следующей редакции:
"Взыскать с компании "Valday-1 Ltd" в пользу компании "Fertis International Limited Corporation" 700 000 долларов США убытков и 70 000 руб. государственной пошлины по иску.
В остальной части иска отказать.
Установить, что настоящее постановление в части взыскания убытков должно быть исполнено за счет средств Фонда ограничения ответственности, созданного в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области определением от 06.06.2006 по делу N А56-18440/2006, путем выплаты компании "Fertis International Limited Corporation" 194 718 долларов США, составляющих 5,8% средств названного фонда".
В остальной части постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007 по делу N А56-17017/2007 оставить без изменения.
Взыскать с компании "Valday-1 Ltd" в пользу компании "Fertis International Limited Corporation" 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
|
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2008 г. N А56-17017/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника