Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Постниковой К.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-829/2022 по административному исковому заявлению Тимошкова Николая Кузьмича, Тимошковой Ирины Тургуновны, Тимошкова Дениса Николаевича, Тимошкова Алексея Николаевича об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года N 1304), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года N 1305), по апелляционным жалобам Тимошкова Николая Кузьмича, Тимошковой Ирины Тургуновны, Тимошкова Дениса Николаевича, Тимошкова Алексея Николаевича и Управления имущественных отношений Брянской области на решение Брянского областного суда от 9 сентября 2022 года, которым в удовлетворении названного выше административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителя административного ответчика Савенко О.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы административного ответчика и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы административного истцов, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512 (далее - Приказ N 1512) определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказ N 1512 размещен 3 декабря 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года N 1304 (далее - Приказ N 1304) Перечень на 2019 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года.
Приказ N 1304 размещен 31 августа 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 (далее - Приказ N 1524) определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказ N 1524 размещен 28 ноября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года N 1305 (далее - Приказ N 1305) Перечень на 2020 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года.
Приказ N 1305 размещен 31 августа 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
В Перечни на 2019, 2020 годы включены следующие объекты недвижимости:
- здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7370 Перечня на 2019 год - в редакции Приказа N 1304; пункт 7404 Перечня на 2020 год - в редакции Приказа N 1305);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7356 Перечня на 2019 год в редакции Приказа N 1304);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7357 Перечня на 2019 год в редакции Приказа N 1304);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7358 Перечня на 2019 год в редакции Приказа N 1304; пункт 7364 Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7359 Перечня на 2019 год в редакции Приказа N 1304; пункт 7365 Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7360 Перечня на 2019 год в редакции Приказа N 1304);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7361 Перечня на 2019 год в редакции Приказа N 1304; пункт 7366 Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7384 Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7385 Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7386 Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7387 Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7388 Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7389 Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7390 Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7391 Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 7392 Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305).
Тимошков Н.К, Тимошкова И.Т, Тимошков Д.Н, Тимошков А.Н., являясь собственниками названных объектов недвижимости, обратились в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просят признать недействующими названные выше положения.
В обоснование своих требований административные истцы указывают, что спорные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу исчисляется исходя из кадастровой стоимости, а включение объектов в Перечни нарушает права и законные интересы административных истцов, так как незаконно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.
Решением Брянского областного суда от 15 июня 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично, признан не действующим с 1 января 2019 года Перечень на 2019 год в редакции Приказа N 1304 в части включения в Перечень объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес": нежилого здания с кадастровым номером N (пункт 7370); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7356); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7357); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7358); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7359); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7360); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7361); отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующим Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305 в части включения в Перечень объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес" нежилого здания с кадастровым номером N (пункт 7404); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7364); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7365); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7366); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7384); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7385); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7386); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7387); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7388); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7389); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7390); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7391); нежилого помещения с кадастровым номером N (пункт 7392).
Не согласившись с данным решением, 17 октября 2022 года представитель управления имущественных отношений Брянской области по доверенности Савенко О.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить названный выше судебный акт и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что не согласна с выводами суда о том, что технический паспорт от 23 января 2004 года не может быть принят во внимание в связи с обновленной технической документацией по состоянию на 21 сентября 2018 года, поскольку с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, в то время как согласно техническому паспорту от 23 января 2004 года с учетом изменений от 15 января 2007 года нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 8 241 кв. м, имеет назначение "Здание торгово-офисного центра", использование "по назначению", площадь помещений с наименованием "торговый зал" составляет 7 704, 8 кв. м, то есть более 20 процентов общей площади здания.
Также не согласившись с постановленным решением представитель административных истцов по доверенности Зубов С.А. 21 октября 2022 года подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить названный судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующим Перечня на 2020 год в редакции Приказа N 1305 в части включения в Перечень объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес", и принять в данной части новый, которым удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.
По мнению административных истцов, суд не дал надлежащей оценки представленным доказательствам, а именно договорам аренды, из которых следует, что в 2020 году в торговых целях использовалось лишь 7, 2 процента от общей площади здания, руководствовался формальными условиями применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из наименования помещений без учета их фактического использования.
В качестве доводов апелляционной жалобы также приводится отсутствие надлежащего акта обследования спорных нежилых помещений, что установлено вступившим в законную силу решением суда и не учтено при разрешении настоящего дела. Вывод суда о том, что обстоятельства, установленные в решении суда по другому делу, не могут применяться в данном споре, являются несостоятельными, поскольку оно вынесено в отношении нежилых помещений, также расположенных в нежилом здании с кадастровым номером N.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе административных истцов, участвовавшим в деле прокурором и представителем управления имущественных отношений Брянской области поданы письменные возражения о их несостоятельности и законности судебного акта. Аналогичные возражения поданы представителем административных истцов в отношении апелляционной жалобы управления имущественных отношений Брянской области.
В настоящем судебном заседании представитель административного ответчика уточнила требования апелляционной жалобы и просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований об исключении объектов недвижимости из Перечня на 2019 год, выразив согласие с решением суда в остальной части.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не направляли.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов административного дела, административные истцы являются собственниками указанных выше помещений, расположенных в здании с кадастровым номером N.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации); налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 400).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принадлежащие административным истцам нежилые помещения включены в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как их кадастровая стоимость на 2019 и 2020 годы.
С учетом изложенного, административные истцы являются субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания пунктов 7, 7.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, пункта 3 статьи 10, части 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также вносивших в него изменения актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, и порядку их опубликования.
Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и помещения в них (подпункт 1).
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положениями пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что для признания включения нежилого здания в Перечень законным, административный ответчик должен доказать, что оно либо расположено на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В свою очередь, нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
При этом, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней, как основание для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.
Как установлено судом первой инстанции, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости и данным технической инвентаризации спорный объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", является отдельно стоящим нежилым зданием, площадью 8241, 2 кв. м, имеющим наименование: "здание торгово-офисного центра", сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости отсутствуют, до 22 декабря 2017 года собственником указанного нежилого здания являлся Тимошков Н.К.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о расположении нежилого здания с кадастровым номером N в границах земельного участка отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 1 апреля 2022 года земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", имеет кадастровый номер N, площадь 1960 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения многоэтажной автомобильной стоянки.
Названный земельный участок предоставлен в аренду Тимошкову Н.К. на основании договора аренды N 29578 от 28 июня 2002 года на срок с 8 февраля 2007 года по 1 июля 2051 года.
В то же время сведений о расположении объекта недвижимости с кадастровым номером N в пределах данного земельного участка не имеется.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения Перечней на 2019, 2020 годы.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 "Бытовое обслуживание", предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); под кодом 4.1 с наименованием "Деловое управление", предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием "Магазины", предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м; в строке 4.6 с наименованием "Общественное питание", предусматривающего размещение объектов
капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу указанного приказа согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", которыми определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Поскольку в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, в пределах которого расположено спорное нежилое здание с кадастровым номером 32:28:0014527:92, постольку сделать вывод о том, что указанное здание по виду разрешенного использования земельного участка относится к объектам, предназначенным или используемым для размещения объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость, суд первой инстанции не смог.
Суд в обжалуемом акте верно указал, что разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "для размещения многоэтажной автомобильной стоянки" не предусматривает размещение объектов, соответствующих критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом было установлено, что основанием для включения в Перечень на 2019 год нежилого здания с кадастровым номером N и расположенных в нем нежилых помещений с кадастровыми номерами N является предназначение в качестве торгового объекта здания с кадастровым номером N, что подтверждается техническим паспортом на здание, составленным ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 23 января 2004 года с изменениями от 15 января 2007 года.
Проверяя обоснованность включения объектов в данный Перечень, суд первой инстанции указал на следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно техническому паспорту на здание, расположенное по адресу: "адрес", составленному межрайонным отделением по г. Брянску N 2 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 23 января 2004 года с изменениями на 15 января 2007 года, объект имеет назначение - здание торгово-офисного центра, использование по назначению, в его состав входят помещения с наименованием "торговые залы" площадью 6412, 7 кв. м, что составляет 77, 8 процентов от общей площади здания.
В материалах дела представлен технический паспорт, составленный ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 3 октября 2016 года, на тот же объект недвижимости, согласно которому в состав объекта входят помещения с наименованием "торговое", "торговый зал", площадью более 20 процентов от общей площади здания. Технический паспорт имеет отметку "погашено 21 сентября 2018 года".
Судом первой инстанции было установлено, что по состоянию на даты утверждения Перечней на 2019 и 2020 годы актуальными данными технической инвентаризации в отношении спорных объектов являлись составленные по состоянию на 21 сентября 2018 года Брянским отделением филиала АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Центральному федеральному округу технические паспорта на отдельные нежилые помещения, расположенные по адресу: "адрес":
- помещение N 5, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: лестница, электрощитовая, подсобное, коридор, санузел, галерея, складское, коридор;
- помещение N 6, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: лестница, складское, тамбур;
- помещение N 2, наименование: нежилое помещение, в составе которого находится помещение: склад;
- помещение N 3, наименование: нежилое помещение, в составе которого находится помещение: котельная;
- помещение N 14, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: основное, кабинет, кабинет;
- помещения N 15, 16, 17, 18, 19, наименование: нежилое помещение, в составе которых находится помещение: основное;
- помещение N 20, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: основное, подсобное;
- помещение N 21, наименование: нежилое помещение, в составе которого находится помещение: коридор;
- помещение N 22, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: основное, кабинет, подсобное, санузел;
- помещение N 23, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: основное, кабинет;
- помещение N 8, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: лестница, кафе площадью 166 кв. м, подсобное, производственное, кухня площадью 14, 8, подсобное, кафе площадью 255, 5 кв. м;
- помещение N 9, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: тамбур, лестница, коридор, подсобное, гардероб, кабинет для творчества, детская игровая комната;
- помещение N 10, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: котельная, склад, санузел, кладовая, тамбур;
- помещение N 11, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: лестница, склад, кабинет для творчества, коридор, санузел, гардероб, детская игровая комната;
- помещение N 12, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: санузел, лестница, учебный класс, коридор;
- помещение N 13, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: санузел, лестница, гардероб, танцевальный класс, коридор, подсобное.
Суд первой инстанции правильно указал, что с учетом наличия технических паспортов от 21 сентября 2018 года, содержащих актуальную информацию о характеристиках помещений, входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером 32:28:0014527:92, сведения о предназначении здания, содержащиеся в техническом паспорте, составленном МО N 2 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 23 января 2004 года с изменениями от 15 января 2007 года, не могут быть приняты во внимание в связи с наличием обновленной технической документации.
Данные обстоятельства также установлены решением Брянского областного суда от 2 декабря 2021 года по административному делу N 3а-513/2021 по административному иску Тимошкова Д.Н. об оспаривании в части Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 и 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512, от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции приказов от 23 ноября 2021 года N 1810, 1803), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года.
Оценив собранные по делу доказательства, принимая во внимание, что по актуальным данным технической инвентаризации помещения, расположенные в здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес", по своему предназначению не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что оснований для включения спорных объектов в Перечни на 2019 и 2020 год по сведениям технической инвентаризации не имелось.
Суд верно указал, что нахождение в составе объекта с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на момент определения оспариваемых Перечней согласно актуальным документам технического учета помещений с наименованием "кафе", "кухня", "кабинет" не является основанием для признания его предназначенным для использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку площадь помещений с наименованием "кафе" и "кухня" составляет 463, 3 кв. м, или 5, 3 процентов от общей площади здания, то есть менее 20 процентов от общей площади здания, а термин "кабинет" не тождественен термину "офис", соответственно, площадь всех помещений, имеющих наименование "кабинет", в данном случае, не имеет правового значения, в то время как доказательств, подтверждающих, что на момент утверждения оспариваемых Перечней документы технического учета на данный объект содержали сведения о размещении в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, не представлено.
Доводам административного ответчика о предназначении спорных объектов по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, судом была дана оценка в обжалуемом решении.
Так, как указано ранее, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N имеет наименование: "здание торгово-офисного центра".
С учетом положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не предусмотрено в качестве условия его признания объектом налогоообложения в целях приведенной статьи, в данном случае правовое значение имеет предназначение помещений, расположенных в данном здании.
Из материалов административного дела следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на дату утверждения Перечня на 2019 год (29 ноября 2018 года) в состав нежилого здания с кадастровым номером N площадью 8241, 2 кв. м входили следующие помещения:
- помещение с кадастровым номером N площадью 30, 3 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее на праве общей долевой собственности с 5 апреля 2018 года Тимошкову А.Н. (1/2 доля в праве), Тимошкову Н.К. (1/2 доля в праве);
- помещение с кадастровым номером N площадью 276, 5 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности в период с 6 апреля 2018 года по 27 января 2020 года Тимошкову А.Н.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 1295, 6 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее в период с 22 декабря 2017 года по 28 мая 2019 года Тимошкову Н.К. (объект снят с кадастрового учета 29 мая 2019 года);
- помещение с кадастровым номером N площадью 1745, 1 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее в период с 22 декабря 2017 года по 28 мая 2019 года Тимошкову Н.К. (объект снят с кадастрового учета, и прекращено право собственности 28 мая 2019 года);
- помещение с кадастровым номером N площадью 363, 3 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее на праве общей долевой собственности с 6 апреля 2018 года по 18 июля 2022 года Тимошкову А.Н. (1/2 доля в праве), Тимошкову Д.Н. (1/2 доля в праве);
- помещение с кадастровым номером N площадью 77, 3 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее с 22 декабря 2017 года Тимошкову Н.К.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 1667, 3 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее с 22 декабря 2017 года Тимошкову Н.К. (объект снят с кадастрового учета и прекращено право собственности 29 мая 2019 года);
- помещение с кадастровым номером N площадью 363 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 371, 3 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 527, 5 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову А.Н.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 354, 8 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 407, 2 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 762 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.
С учетом изложенного, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на дату утверждения Перечня на 2019 год (29 ноября 2018 года) в состав здания с кадастровым номером N входили помещения не предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорного нежилого здания с кадастровым номером N и спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами N в Перечень на 2019 год исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в Перечень на 2019 год спорных объектов исходя из их фактического использования.
Судом было установлено и не опровергнуто административным ответчиком, что по состоянию на дату утверждения Перечня на 2019 год здание с кадастровым номером N фактически не обследовалось.
При разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять суду доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1176-О и др.).
Согласно представленным стороной административных истцов договорами аренды:
- заключенными 1 января 2019 года Тимошковой И.Т. с индивидуальными предпринимателями Франко С.В, Осиповым Ю.А, Долгачевой Е.Т, Александровой Е.В, Яшкиной Ж.М, Барышниковой С.В, Шанбыдо А.А, Кушниренко О.Н, Шашковой Н.Л, Бардиновой Г.Н, Головко М.А, Федорцовой Е.И, Маликовой А.Ф, Хоровец Е.И, Савкиной Е.А, Дьяченко Ф.Ф, Киселевым А.В, Зубовой Е.В, Карачуриной Н.В, Ершовой Г.И, Рындиной Е.В, Абдулоевым С.Н, в период с 10 января 2019 года по 30 ноября 2019 года в здании с кадастровым номером N Тимошковой И.Т. в качестве торговой площади в аренду предоставлены 309, 9 кв. м.;
- заключенными 1 января 2019 года Тимошковым Н.К. с индивидуальными предпринимателями Пудиковой Л.Н, Нестеровой Л.Л, Мироновой О.Ю, Лупояд Г.Т, Корбан О.Н, Качаловой Г.Н, Дубовым В.В, Губко Е.В, Фетисовым А.С, Филипповым Е.Ю, Короевой М.А, Абдулоевым С.Н, в период с 10 января 2019 года по 30 ноября 2019 года в спорном здании, расположенном по адресу: "адрес", Тимошковым Н.К. в качестве торговой площади в аренду предоставлены 282 кв. м.
Таким образом, в соответствии с представленными договорами аренды, общая площадь, используемая в качестве торговой в здании с кадастровым номером N, в 2019 году составила 591, 9 кв. м (282 кв. м + 309, 9 кв. м = 591, 9 кв. м), что составляет менее 20 процентов от общей площади указанного здания (591, 5/8241, 2 х 100 процентов = 7, 2 процентов).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на дату утверждения Перечня на 2019 год (29 ноября 2018 года) оснований для включения как нежилого здания с кадастровым номером N, так и расположенных в нем нежилых помещений с кадастровыми номерами N (собственник Тимошков Н.К.), N (собственник Тимошков Н.К.); N (долевые собственники Тимошков А.Н. и Тимошков Д.Н.); N (собственник Тимошков Н.К.), N (собственник Тимошков Н.К.), N (собственник Тимошков А.Н.) в названный Перечень не имелось.
Вопреки предписаниям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, бесспорно и достоверно подтверждающих соответствие спорного нежилого здания и нежилых помещений условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения объектов Перечень на 2019 год, не представлено, ввиду чего суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления в части требований о признании неправомерным включения в Перечень на 2019 год названных выше объектов, признав оспариваемый нормативный правовой акт в части недействующим с 1 января 2019 года.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика, повторяющие его позицию в суде первой инстанции, выводов суда первой инстанции не опровергают, в обжалуемом судебном акте им дана надлежащая оценка.
Отказывая в удовлетворении требований административных истцов о признании неправомерным включения в Перечень на 2020 год нежилого здания с кадастровым номером N и расположенных в нем нежилых помещений с кадастровыми номерами N, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований ко включению данных объектов в Перечень на 2020 год.
Судебная коллегия находит данный вывод обоснованным ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в 2019 году здание с кадастровым номером N было реконструировано в соответствии с проектной документацией ООО " "данные изъяты"" на капитальный ремонт торгово-офисного центра и нежилых помещений в нем по "адрес" в Бежицком районе г. Брянска.
В процессе реконструкции произведен раздел расположенных в здании объектов недвижимости:
- нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 1295, 6 кв. м, разделено на 2 нежилых помещения: объект с кадастровым номером N площадью 506, 3 кв. м и объект с кадастровым номером N площадью 782, 8 кв. м;
- нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 1745, 1 кв. м, разделено на 6 нежилых помещений: с кадастровым номером N площадью 653, 3 кв. м, с кадастровым номером N площадью 235, 1 кв. м, с кадастровым номером N площадью 215, 4 кв. м, с кадастровым номером N площадью 90 кв. м, с кадастровым номером N площадью 249, 9 кв. м, с кадастровым номером N, площадью 258, 3 кв. м;
- нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 1667, 3 кв. м, разделено на 2 нежилых помещения: с кадастровым номером N площадью 829, 9 кв. м и с кадастровым номером N площадью 829, 9 кв. м.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами N сняты с кадастрового учета 29 мая 2019 года.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами N поставлены на кадастровый учет 28 мая 2019 года со следующими характеристиками: вид объекта - помещение; назначение - нежилое; наименование - торговое помещение.
Из сообщения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области" от 29 июня 2022 года следует, что сведения о таком наименовании вновь образованных нежилых помещений с кадастровыми номерами N как "торговые помещения" - внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании технического плана, изготовленного кадастровым инженером Пицулиной Е.В. в соответствии с проектной документацией ООО " "данные изъяты"" на капитальный ремонт нежилого здания торгово-офисного центра по "адрес" в Бежицком районе г. Брянска.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости в отношении вышеперечисленных объектов недвижимости, а также сообщения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области" от 21 июня 2022 года по состоянию дату утверждения Перечня на 2020 год (25 ноября 2019 года) в состав здания торгово-офисного центра с кадастровым номером N входили следующие помещения:
- помещение с кадастровым номером N площадью 363, 3 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее на праве общей долевой собственности с 6 апреля 2018 года Тимошкову А.Н. (1/2 доля в праве), Тимошкову Д.Н. (1/2 доля в праве);
- помещение с кадастровым номером N площадью 77, 3 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее с 22 декабря 2017 года Тимошкову Н.К.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 363 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову А.Н.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 371, 3 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 527, 5 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову А.Н.
- помещение с кадастровым номером N площадью 354, 8 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 407, 2 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 762 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 506, 3 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошковой И.Т.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 782, 8 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 28 мая 2019 года Тимошкову Н.К.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 653, 3 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 28 мая 2019 года Тимошкову Н.К.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 235, 1 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошкову Н.К. и Тимошковой И.Т. по 1/2 в праве общей долевой собственности;
- помещение с кадастровым номером N площадью 215, 4 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: эвакуационный выход, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошкову Н.К. и Тимошковой И.Т. по 1/2 в праве общей долевой собственности;
- помещение с кадастровым номером N площадью 90 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошковой И.Т.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 249, 9 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошковой И.Т.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 258, 3 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошковой И.Т.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 829, 9 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошковой И.Т.;
- помещение с кадастровым номером N площадью 829, 9 кв. м, назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 28 мая 2019 года Тимошкову Н.К.
С учетом изложенного, по состоянию на дату утверждения Перечня на 2020 год (25 ноября 2019 года) в состав здания с кадастровым номером 32:28:0014527:92 входили помещения с наименованием "торговые помещения", общая площадь которых составляет 4 435, 5 кв. м, что более 20 процентов от общей площади здания (из расчета: 506, 3 кв. м + 782, 8 кв. м + 653, 3 кв. м +235, 1 кв. м + 249, 9 кв. м + 90 кв. м + 258, 3 кв. м + 892, 9 кв. м + 892, 9 кв. м = 4 435, 5 кв. м/ 8241, 2 кв. м х 100 процентов = 54 процента).
Суд первой инстанции верно указал в обжалуемом решении, что указанное выше дает основание для включения в Перечень на 2020 год как нежилого здания с кадастровым номером N в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (как торгового центра), так и входящих в его состав нежилых помещений с кадастровыми номерами N - в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (как помещения в составе торгового центра), а также помещений с кадастровыми номерами N - в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (как помещения в составе торгового центра), подпункта 2 пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (как самостоятельные объекты недвижимости в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости о предназначении как торговых помещений), ввиду чего административные исковые требования об исключении перечисленных объектов из Перечня на 2020 год удовлетворению не подлежат.
Доводам административных истцов, повторяющимся в апелляционной жалобе, о возможности включения в Перечень спорных объектов только при условии их фактического использования в торговой деятельности (либо в иной коммерческой деятельности в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции дал правильную оценку и отклонил как несоответствующие положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой критерием установления особенности определения налоговой базы является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, в частности, предназначение в целях размещения торговых объектов, поскольку, в данном случае, спорные объекты недвижимости включены в Перечень на 2020 год не по виду их фактического использования, а по предназначению исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
При таких обстоятельствах отсутствие актов проведения мероприятий в целях определения вида фактического использования объектов при включении в Перечень на 2020 год правового значения не имеет, поскольку фактическое использование либо неиспользование объекта недвижимости предоставлено на усмотрение его собственника, тогда как спорное здание и спорные нежилые помещения отнесены к Перечню объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества на 2020 год, по иным критериям.
Были отклонены и доводы административных истцов о наличии противоречий в различных выписках из Единого государственного реестра недвижимости относительно наименования спорных нежилых помещений, поскольку, как указывалось ранее, исходя из ответа на судебный запрос филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области" от 21 июня 2022 года следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами N имеют наименование "торговые помещения", в связи с чем некорректное указание в отдельных выписках из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости на такое наименование спорных помещений как "нежилое помещение" правового значения в рамках рассматриваемого спора не имеет.
Кроме того, допрошенная в суде первой инстанции в качестве специалиста Никитина А.О. (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области") пояснила, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами N имеют наименования "торговые помещения", сведения о наименовании в качестве торговых помещений внесены в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с техническими планами на перечисленные объекты недвижимости, а указание в различных выписках из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных объектов их наименования как "нежилое помещение" может быть вызвано техническим сбоем программы.
Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
С 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действующей на момент постановки спорных объектов на кадастровый учет) к числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав относится, в том числе, технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Частью 1 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Перечень сведений, указываемых в техническом плане, предусмотрен частью 2 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости, согласно пункту 1 которой в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Как указывалось ранее, сведения о наименовании вновь образованных нежилых помещений с кадастровыми номерами N - "торговые помещения" - внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании технических планов, изготовленных кадастровым инженером Пицулиной Е.В. в соответствии с проектной документацией ООО " "данные изъяты"" на капитальный ремонт нежилого здания торгово-офисного центра по "адрес" в Бежицком районе г. Брянска.
По результатам изучения указанных технических планов, представленных ФГБУ ФКП Росреестра по Брянской области по запросу суда, судом первой инстанции было установлено, что в пункте 9 раздела "Характеристики объекта недвижимости" в качестве наименования каждого из вновь образованных в результате раздела объектов недвижимости указано "торговое помещение".
Форма и содержание указанных технических планов, послуживших основаниями постановки на кадастровый учет спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами N соответствуют приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", действующему на момент постановки спорных объектов на кадастровый учет.
Принимая во внимание, что в соответствии с требованиями Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план, в то время как сведения технической инвентаризации в целях кадастрового учета не подлежат применению с 1 января 2013 года, суд обоснованно руководствовался сведениями о характеристиках спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, содержащимися в соответствующих технических планах, изготовленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом приведенного, доводы административных истцов о том, что при установлении назначения спорных объектов недвижимости необходимо руководствоваться данными технического паспорта Брянского отделения филиала АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Центральному федеральному округу от 21 сентября 2018 года, согласно которому спорные объекты недвижимости имеют наименование и назначение "нежилые помещения", правомерно отклонены судом.
По тем же основаниям были признаны несостоятельными доводы административных истцов о том, что сведения о наименовании спорных объектов должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с брачным договором между Тимошковым Н.К. и Тимошковой И.Т. от 3 июля 2019 года, согласно которому у последних возникло право собственности на спорные объекты как на "нежилые помещения".
Судом также было отмечено, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами N поставлены на кадастровый учет 28 мая 2019 года со следующими характеристиками: вид объекта - помещение; назначение - нежилое; наименование - торговое помещение, на основании соответствующих технических планов, то есть ранее даты заключения брачного договора от 3 июля 2019 года.
Судебная коллегия соглашается с тем, что сведения о наименовании нежилых помещений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, свидетельствующие о предназначении для использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является достаточным и самостоятельным основанием для включения объекта недвижимого имущества в Перечень.
Ссылки административных истцов на неправомерность включения в Перечень нежилого здания с кадастровым номером N, как не имеющего собственника объекта, основана на ошибочном понимании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В данном случае, нежилое здание подлежало включению в Перечень на 2020 год как торговый центр, в связи с нахождением в составе здания помещений, площадью более 20 процентов от общей площади здания, предназначенных для использования в качестве торговых, что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а нежилое здание с кадастровым номером N является самостоятельным объектом недвижимости, с кадастрового учета не снималось.
Из буквального толкования положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не следует невозможность включения в Перечень объекта, соответствующего установленным в статье критериям, но не имеющего собственника (владельца). В данном случае правовые последствия включения такого объекта следуют для собственников объектов недвижимости, расположенных в его пределах.
Также правильно были отклонены судом первой инстанции доводы административных истцов о преюдициальности для рассмотрения настоящего спора решения Брянского областного суда от 2 декабря 2021 года по административному делу N 3а-513/2021 по административному иску Тимошкова Д.Н. об оспаривании в части Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 и 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512, от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции приказов от 23 ноября 2021 года N 1810, 1803), поскольку в рамках указанного дела Тимошковым Д.Н. заявлялись требования об исключении из Перечней иных объектов недвижимости (нежилые помещения с кадастровыми номерами N), в то время как настоящим иском заявлены к исключению из Перечней иные объекты недвижимости.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции с учетом приведенного выше.
Таким образом, позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Брянского областного суда от 9 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Тимошкова Николая Кузьмича, Тимошковой Ирины Тургуновны, Тимошкова Дениса Николаевича, Тимошкова Алексея Николаевича и Управления имущественных отношений Брянской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.