дело N 2-3650/2021
8г-29038/2022
г. Краснодар 22 декабря 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 22 декабря 2022 года.
Определение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2022 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Песоцкого В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калмыцкой региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 мая 2022 года по иску Калмыцкой региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия" в интересах Мунджанова Анатолия Дорджиевича к Муниципальному унитарному предприятию "Элиставодоканал" об аннулировании задолженности за услуги водоснабжения, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С,
УСТАНОВИЛ:
Калмыцкая региональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия" (далее КРОО "ОЗППРК") обратилась в суд в интересах Мунджанова А.Д. с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Элиставодоканал" об аннулировании задолженности за услуги водоснабжения.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2021 г. исковые требования калмыцкой региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия" заявленные в интересах Мунджанова Анатолия Дорджиевича удовлетворены частично. На муниципальное унитарное предприятие "Элиставодоканал" возложена обязанность по аннулированию задолженности Мунджанова А.Д. по оплате услуг водоснабжения за период с августа 2017 г. по июль 2020 г. в размере 47 044 руб. 54 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 мая 2022 года, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2021 года в части возложения обязанности на муниципальное унитарное предприятие "Элиставодоканал" по аннулированию задолженности Мунджанова Анатолия Дорджиевича по оплате услуг водоснабжения за период с августа 2017 г. по июль 2020 г. в размере 47 044 руб. 54 коп. отменено.
В удовлетворении исковых требований в указанной части отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с апелляционным определением, Калмыцкая региональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия" обратилось в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение Севастопольского городского суда от 14 июля 2022 года отменить, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2021 года оставить в силе.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, Мунджанов А.Д. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"
Между МУП "Горводоканал" и Мунджановым А.Д. заключен договор на оказание услуг водоснабжения, отведения сточных вод.
До 14.08.2020 г. потребитель ввиду отсутствия индивидуального прибора учета холодной воды оплачивал услуги водоснабжения по нормативу потребления. До установки прибора учета холодной воды ресурсоснабжающей организацией предъявлялись счета на оплату услуг холодного водоснабжения по нормативу потребления из расчета на 1 чел.
14 августа 2020 г. по заявлению Мунджанова А.Д. ресурсоснабжающей организацией был установлен прибор учета воды.
Размер задолженности Мунджанова А.Д. за холодное водоснабжение по состоянию на 10.08.2020 г. составляет 58 785, 36 руб.
Из квитанции МУП "Элиставодоканал" за июль 2021 г. следует, что Мунджанову А.Д. начислена плата за холодную воду с учетом зарегистрированных 4 человек в размере 58 504 руб. 33 коп. Как пояснил суду представитель МУП "Элиставодоканал" - Челянов Э.Д, расчет задолженности был произведен исходя из количества зарегистрированных в домовладении лиц - 4 человек, с учетом повышающего коэффициента во время поливочного сезона в весенне-летний период, за три предшествующие года.
Как следует из выписки из домовой книги, в домовладении по адресу: "адрес" проезд, дом 22, зарегистрированы Мунджанов А.Д. (собственник), дата регистрации 10.03.2010 г, Ользятиева С.С. (супруга), дата регистрации 05.09.2012 г, Мунджанова В.А.(дочь), дата регистрации 17.04.2012 г, Мунджанова А.А, (дочь), дата регистрации 17.04.2012 г.
Установив вышеуказанные обстоятельства и удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом в установленном порядке были представлены ответчику доказательства временного отсутствия членов его семьи по месту регистрации в заявленный им период и пришел к выводу, что действия МУП "Элиставодоканал" в части начисления Мунджанову А.Д. платы за услуги холодного водоснабжения за период с августа 2017 г. по июль 2020 г. исходя из количества зарегистрированных, но фактически не проживающих лиц, являются необоснованными.
Одной из процессуальных гарантий правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел является норма части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (здесь и далее ГПК РФ в редакции, действовавшей на момент разрешения спора в суде апелляционной инстанции), определяющая, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Требованиям законности и обоснованности согласно пункту 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должно отвечать и апелляционное определение суда апелляционной инстанции.
В апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался (пункты 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что, по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Положения приведенных выше правовых норм, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации были учтены судом апелляционной инстанции.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила).
Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
В силу пункта 42 Правил при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Таким образом, оплата за холодную воду в жилом доме до ввода в эксплуатацию прибора учета должна производиться в соответствии с нормативами потребления, а после ввода в эксплуатацию такого прибора на основании его показаний.
При этом исчисление стоимости потребленной коммунальной услуги по нормативу потребления может осуществляться с повышающим коэффициентом, что обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.
В силу подпункта "з" пункта 34 Правил потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
Вопросы, связанные с начислением платы за коммунальные услуги при нахождении в жилом помещении временно проживающих потребителей, регламентируются пунктами 56-58 Правил.
Пунктом 56 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:
а) ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета потребления такого (таких) коммунальных ресурсов в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители;
б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем (пункт 57 Правил предоставления коммунальных услуг).
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, указав, что факт нахождения в жилом помещении временно проживающих потребителей может повлечь доначисление платы за коммунальные услуги в случае отсутствия приборов учета.
При этом исполнитель коммунальных услуг вправе производить перерасчет на основании имеющихся в его распоряжении документальных данных, в том числе сведений о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц, указанных в домовой книге.
До ввода в эксплуатацию прибора учета холодной воды, имевшего место 14.08.2020 г, в принадлежащем истцу домовладении число проживающих (зарегистрированных) граждан увеличилось с 1 до 4, ответчик правомерно произвел перерасчет задолженности за потребленную воду, поскольку размер платы за коммунальную услугу в случае отсутствия прибора учета рассчитывается пропорционально количеству проживающих потребителей.
Довод о не проживании Ользятиевой С.С, Мунджанова В.А, Мунджановой А.А. фактически в жилом помещении, в связи с чем не подлежали учету при определении суммы задолженности отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Как подтверждается материалами дела, предметом настоящего судебного разбирательства является вопрос относительно законности расчета задолженности, начисленной МУП "Элиставодоканал", а не оспаривания отказа исполнителя услуг в перерасчете суммы задолженности.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства определяется как жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства, а место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в котором он проживает временно.
При этом понятие "регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства" подразумевает фиксацию в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания или жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания или жительства.
По смыслу приведенных положений в их системной взаимосвязи граждане РФ вправе выбирать место пребывания или место своего жительства в пределах РФ, и на них возложена обязанность регистрироваться по месту жительства или по месту пребывания. При этом регистрация является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или по месту пребывания.
Из содержания пунктов 56 - 58 Правил предоставления коммунальных услуг, регламентирующих вопросы начисления коммунальных услуг на лиц, временно проживающих в жилом помещении, не оборудованном приборами учета потребления коммунальных ресурсов, усматривается, что число постоянно или временно проживающих граждан в таком жилом помещении предполагается идентичным числу зарегистрированных граждан.
В том случае, когда эти числа не совпадают, Правила предусматривают 2 способа их определения: на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного уполномоченным органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 КоАП РФ (пункт 58 Правил).
Один из способов указан в пункте 56 (1) Правил, согласно которому исполнитель, располагающий сведениями о временно проживающих в жилом помещении, не оборудованном приборами учета, потребителях, не зарегистрированных в этом помещении, вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, и направить его в органы внутренних дел для составления соответствующего протокола, на основании которого исполнителем производится перерасчет платы за потребленные услуги.
На основании данного пункта составление акта о количестве проживающих лиц в жилом помещении является правом ресурсоснабжающей организации, а не ее обязанностью, как указывает истец в своих доводах.
Другой способ состоит в том, что в случае временного отсутствия потребителей, зарегистрированных в жилом помещении, собственник или другой постоянно проживающий потребитель, выполнивший свою обязанность уведомить исполнителя об изменении количества зарегистрированных граждан, вправе обратиться в установленном порядке к исполнителю с заявлением о перерасчете, приложив к нему документы, подтверждающие факт отсутствия потребителей.
Как видно из материалов дела, при обращении в МУП "Элиставодоканал" с заявлением о вводе прибора учета воды в эксплуатацию истец не представил документы о том, что зарегистрированные по адресу: г. Элиста, 27 проезд, дом 22, члены его семьи не проживают по указанному адресу и не пользуются коммунальными ресурсами, поскольку имеют другую регистрацию, а именно зарегистрированы по месту их пребывания и постоянной работы.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; нормы материального и процессуального права применены правильно.
Фактически доводы заявителя сводятся к переоценке выводов апелляционного суда, что не может являться достаточным основанием для отмены судебного акта. В соответствии со статьей 347 ГПК РФ дело проверено кассационным судом в пределах доводов кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.