Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Пластининой О.В, судей Старчиковой Е.В, Копцевой Г.В, при ведении протокола секретарем Грабовецкой И.В, с участием прокурора Чубуковой Э.К, адвоката Киселевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по кассационной жалобе осужденного Пурбуева И.С. на приговор Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 4 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пластининой О.В, изложившей обстоятельства дела и доводы кассационной жалобы осужденного Пурбуева И.С, выступления адвоката Киселевой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы в полном объеме, мнение прокурора Чубуковой Э.К, полагавшей необходимым судебные решения в отношении Пурбуева И.С. оставить без изменений, а кассационную жалобу осужденного без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
по приговору Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 4 августа 2022 года:
ПУРБУЕВ ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ, "данные изъяты" судимый:
- 18 февраля 2020 года Железнодорожным районным судом г. Улан-Удэ по п. п. "в, г" ч. 2 ст. 158 УК РФ, п. п. "в, г" ч. 2 ст. 158 УК РФ к штрафу в размере 15 000 рублей, с рассрочкой выплаты на 3 месяца (на 4 августа 2022 года штраф не оплачен, остаток 15 000);
- 13 мая 2021 года Советским районным судом г. Улан-Удэ по ч. 1 ст. 161 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев;
осужден по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ условное осуждение по приговору Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 мая 2021 года отменено и на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к вновь назначенному наказанию полностью присоединена неотбытая часть наказания по приговору Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2020 года и неотбытая часть наказания по приговору Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 мая 2021 года и окончательно Пурбуеву И.С. назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере "данные изъяты".
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 сентября 2022 года приговор Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 4 августа 2022 года изменен:
- в описательно-мотивировочной части приговора определено указать о наличии в действиях Пурбуева И.С. рецидива преступлений в соответствии с ч. 1 ст. 18 УК РФ и о назначении вида исправительного учреждения в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ;
- определена для отбывания наказания в виде лишения свободы исправительная колония общего режима;
- в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания Пурбуева И.С. под стражей зачтено в срок лишения свободы из расчета один день отбывания наказания за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
В остальной части этот же приговор оставлен без изменения.
Пурбуев И.С. признан виновным и осужден за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, с причинением значительного ущерба гражданину, с незаконным проникновением в жилище.
Преступление совершено в период времени и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Пурбуев И.С. выражает несогласие с состоявшими в отношении него судебными решениями, считает их незаконными и необоснованными. Полагает, что суд не учел требования ст. 304 УПК РФ и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N "О судебном приговоре, согласно которым во вводной части приговора должны быть отражены сведения о защитнике с указанием документа, подтверждающего его полномочия, то есть номер удостоверения и данные ордера на защиту. При этом обращает внимание, что адвокат не посещал его в СИЗО-1 для согласования позиции, что повлекло нарушение его права на защиту. Также отмечает, что судебные инстанции не выяснили - согласована ли была его позиция с позицией адвоката ФИО7 наедине и конфиденциально, без технических средств фиксации. Кроме того, указывает, что он был ограничен во времени ознакомления с материалами уголовного дела.
Помимо этого, утверждает, что в приговоре не приведены доказательства, подтверждающие его виновность, а выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела. Также сообщает, что процессуальные права ему и потерпевшей ФИО8 разъяснены не в полном объеме.
Далее осужденный обращает внимание, что судом первой инстанции в его действиях признан рецидив преступлений с указанием на п. "а" ч. 1 ст. 18 УК РФ, вместо ч. 1 ст. 18 УК РФ, однако суд апелляционной инстанции признал данный факт технической ошибкой, хотя, по мнению осужденного, должен был снизить назначенное наказание.
Помимо этого, указывает, что суд постановилвзыскать с него процессуальные издержки, не приняв во внимание то обстоятельство, что в настоящее время он не имеет возможности их оплатить.
На основании изложенного просит судебные решения изменить, снизить размер назначенного наказания, освободить его от уплаты процессуальных издержек.
Государственный обвинитель Хаджаева Ю.А. в возражениях на кассационную жалобу осужденного Пурбуева И.С. считает, что оснований для отмены либо изменения судебных решений не имеется, и просит жалобу осужденного оставить без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 401.16 УПК РФ, и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 297 УПК РФ приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
Указанным требованиям закона, названный приговор соответствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, по настоящему делу не допущено.
Согласно материалам уголовного дела привлечение Пурбуева И.С. к уголовной ответственности соответствует положениям гл. 23 УПК РФ, обвинительное заключение отвечает требованиям ст. 220 УПК РФ.
Обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в судебном заседании и принятию итогового решения, нарушений норм уголовно-процессуального закона и стеснения прав Пурбуева И.С. на стадии досудебного производства по уголовному делу не имеется.
Постановленный в отношении Пурбуева И.С. приговор отвечает требованиям уголовно-процессуального закона, в нем указаны фактические обстоятельства совершения преступления, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие выводы суда о виновности осужденного в содеянном, и мотивированы выводы относительно квалификации преступления и назначенного наказания.
Описательно-мотивировочная часть приговора суда в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 307 УПК РФ содержит описание преступного деяния, признанного судом доказанными, с указанием места, даты, времени и способа его совершения, формы вины.
Кроме того, судом первой инстанции во вводной части приговора также отражены сведения о защитнике осужденного, осуществлявшего его защиту. При этом действующее законодательство, вопреки доводам осужденного, не содержит требования об обязательном отражении сведений о документах, подтверждающих полномочия защитника, поскольку эти сведения содержатся в материалах уголовного дела.
Изучение материалов уголовного дела показало, что обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены правильно, при этом выводы суда не содержат предположений, неустранимых противоречий и основаны исключительно на исследованных материалах дела, которые оценены судом в соответствии с требованиями ст. ст. 17, 88 УПК РФ, с приведением в соответствии с требованиями с ч. 2 ст. 307 УПК РФ мотивов, по которым одни доказательства признаны достоверными, а другие отвергнуты.
Судебное следствие проведено в соответствии с требованиями ст. ст. 273 - 291 УПК РФ. Данных, свидетельствующих о нарушении уголовно-процессуального закона при исследовании доказательств, повлиявших на правильность установления судом фактических обстоятельств дела, не имеется, что, соответственно указывает на отсутствие по делу судебной ошибки.
Выводы суда о виновности Пурбуева И.С. в совершении преступления являются обоснованными и подтверждаются совокупностью собранных и всесторонне исследованных доказательств по делу, соответствуют фактическим обстоятельствам совершенного преступления, установленным судом на основании анализа показаний потерпевшей ФИО8, "данные изъяты" ФИО10 об обстоятельствах обнаружения взлома двери в жилом доме и краже имущества, размере причиненного ущерба, а также "данные изъяты" ФИО11 об известных ей обстоятельствах и судьбе похищенного телевизора, а также показаниями самого осужденного, признавшего свою вину в совершении кражи при установленных судом обстоятельствах в полном объеме, которые в свою очередь согласуются со сведениями, изложенными в протоколах следственных и процессуальных действий, содержание которых подробно приведено в приговоре.
Судом были тщательно проанализированы показания указанных лиц, оснований для оговора Пурбуева И.С, а также какой-либо заинтересованности в исходе дела со стороны потерпевшей и "данные изъяты", а также неустраненных судом существенных противоречий в их показаниях установлено не было, в связи с чем, суд обоснованно положил эти доказательства в основу приговора.
Судебная коллегия находит приведенные судом в приговоре мотивы оценки доказательств убедительными.
По материалам уголовного дела не установлено каких-либо обстоятельств, по которым допустимость и достоверность представленных стороной обвинения доказательств вызывали бы у судебной коллегии оправданные сомнения. Какие-либо противоречия в доказательствах, требующие их истолкования в пользу осужденного, отсутствуют.
Юридическая оценка действиям осужденного Пурбуева И.С. по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ дана судом правильно и оснований для её изменения не имеется. Изложенные в приговоре мотивы, обосновывающие выводы о квалификации действий осужденного, являются правильными и основаны на совокупности исследованных доказательств.
Судебное разбирательство проведено в соответствии с положениями гл. 35 - 39 УПК РФ. Вопреки доводам жалобы, нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, по материалам дела не установлено.
Так, из представленных материалов уголовного дела следует, что осужденный Пурбуев И.С. был обеспечен квалифицированной юридической помощью. Назначенный в порядке ст. 50 УПК РФ адвокат Хапатько П.А. действовал в соответствии с избранной Пурбуевым И.С. линией защиты. На вопросы председательствующего Пурбуев И.С. пояснял, что позиция с защитником согласована, жалоб об отсутствии возможности беседы с защитником наедине и конфиденциально Пурбуев И.С. не предъявлял, адвокат полностью поддерживал позицию осужденного. Кроме того, осужденный в судебном заседании от услуг адвоката Хапатько П.А. не отказывался и не заявлял, что юридическая помощь защитником Хапатько П.А. ему оказывается ненадлежащим образом, возражений на действия защитника осужденный также не заявлял, о чем свидетельствует отсутствие замечаний к протоколу судебного заседания. Неявка защитника в СИЗО-1 не свидетельствует о нарушении права осужденного на защиту.
Также следует отметить, что выводы суда о явном затягивании Пурбуевым И.С. времени ознакомления с материалами дела являются обоснованными. Учитывая поведение Пурбуева И.С, злоупотребляющего своими процессуальными правами, суд, с учетом положений ст. 6.1 УПК РФ, правомерно установилему срок для ознакомления с делом и аудиозаписью протокола судебного заседания.
Утверждения осужденного о том, что суд не разъяснил ему и потерпевшей ФИО8 процессуальные права в полном объеме опровергаются сведениями, содержащимися в протоколе судебного заседания от 2-4 августа 2022 года (л. д. 212-219), из которого следует, что осужденному Пурбуеву И.С. и потерпевшей ФИО8 разъяснялись в полном объеме права, предусмотренные ст. 51, 47, 292, 293, 42 УПК РФ, которые были понятны и ясны как осужденному, так и потерпевшей, каких-либо заявлений об ограничении в правах не поступало.
Доводы Пурбуева И.С. о том, что с него необоснованно взысканы процессуальные издержки также нельзя признать состоятельными, поскольку, как следует из протокола судебного заседания суда первой инстанции (л. д. 212-219), заявление адвокатов Бадмаева З.Б. и Хапатько П.А. о взыскании процессуальных издержек обсуждались в судебном заседании, и осужденному Пурбуеву И.С. была предоставлена возможность довести до сведения суда свою позицию относительно указанных заявлений и своего имущественного положения. Осужденный Пурбуев И.С. пояснил суду, что у него нет возможности оплачивать процессуальные издержки, в связи с тем, что он находится под стражей, что было учтено судом при распределении процессуальных издержек. При этом, суд учел возраст Пурбуева И.С, его имущественное и семейное положение, и, вопреки доводам кассационной жалобы, пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для освобождения Пурбуева И.С. от процессуальных издержек, связанных с оплатой труда адвокатов Бадмаева З.Б. и Хапатько П.А, не имеется. Отсутствие у осужденного в настоящее время денежных средств не ставит под сомнение выводы суда в части взыскания процессуальных издержек с осужденного Пурбуева И.С. и не исключает возможности получения Пурбуевым И.С. работы в исправительной колонии во время отбывания наказания, а также после освобождения из исправительного учреждения.
Наказание Пурбуеву И.С. назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60, УК РФ, с учетом целей наказания, предусмотренных ст. 43 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности осужденного, а также с учетом влияния назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи, всех имеющихся смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, является справедливым, соразмерным содеянному и соответствующим личности, в связи, с чем оснований считать судебные решения незаконными, необоснованными и несправедливыми в силу своей суровости не имеется.
При этом судебными инстанциями в соответствии со ст. 61 УК РФ учтены все имеющиеся по делу смягчающие наказание обстоятельства, перечисленные в приговоре.
В качестве отягчающего наказание обстоятельства в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 63 УК РФ суд обоснованно учел наличие в действиях Пурбуева И.С. рецидива преступлений.
При этом следует отметить, что внесенный судом апелляционной инстанции изменения в приговор суда не влияют на наличие в действиях Пурбуева И.С. правильно установленного судом рецидива преступлений и размер назначенного наказания. В соответствии с положениями уголовного закона и ст. 58 УК РФ вид рецидива не влияет на размер назначаемого осужденному наказания, а учитывается лишь при назначении ему вида исправительной колонии.
Изложенные в приговоре выводы об отсутствии оснований для применения положений, предусмотренных ч. 6 ст. 15, ст. 64, ч. 3 ст. 68, ст. 73 УК РФ, а также об отмене условного осуждения в соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ и назначении наказания по правилам ст. 70 УК РФ судом мотивированы и соответствуют материалам уголовного дела.
Апелляционное определение по форме и содержанию отвечает требованиям ст. 389.20 УПК РФ. Все доводы, в том числе, аналогичные тем, что приведены осужденным Пурбуевым И.С. в кассационной жалобе, судом апелляционной инстанции были проверены с изложением по ним мотивированных суждений.
Таким образом, при кассационном рассмотрении дела не установлено обстоятельств, которые бы свидетельствовали о незаконности приговора, вызывали сомнения в правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм уголовно и уголовно-процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы Пурбуева И.С. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осужденного ПУРБУЕВА ИГОРЯ СЕРГЕЕВИЧА, поданную на приговор Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 4 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 сентября 2022 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Пластинина
Судьи Г.В. Копцева
Е.В. Старчикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.